2023
Кротова Д.В. Анна Ахматова и христианская культура (образы поэта, Родины, любви). М.: МАКС Пресс, 2023.
В учебном пособии рассматривается важнейшая грань мировидения и поэтического сознания А. Ахматовой. Исследуется значение христианских образно-смысловых кодов в ключевых тематических сферах поэзии Ахматовой: в осмыслении проблемы творчества и образа поэта; в раскрытии темы Родины и размышлениях о судьбах России; в любовной лирике. Анализируются мировоззренческие, психологические и собственно художественные смыслы, которыми наполнены библейские мотивы в творчестве Ахматовой. Рассматривается, как ви́дение и преломление христианской образности в тот или иной период творчества Ахматовой соотносится с общей траекторией эволюции художественного сознания поэтессы.
Книга адресована студентам высших учебных заведений и всем, кто интересуется русской поэзией.
2022
Кротова Д.В. Синтез искусств в русской литературе конца XIX – первой трети ХХ века (А. Белый, З.Н.Гиппиус, А.С. Грин, М.М. Зощенко). М.: Директ-Медиа, 2022.
Искания в области синтеза искусств — одна из важных тенденций литературного процесса рубежа XIX–XX веков и первых десятилетий ХХ века. Синтез искусств — это целый комплекс идей и художественных приемов, который преломляется весьма индивидуально в творчестве каждого из художников, обращавшихся к названной проблематике. В учебном пособии на материале произведений А. Белого, З. Гиппиус, А. Грина и М. Зощенко раскрыты ведущие тенденции в ее интерпретации.
Анализируемые в книге произведения демонстрируют не только различия в трактовке идеи синтеза, но и определенную степень художественного родства: идея синтеза искусств всегда реализуется в сочинениях масштабной, даже глобальной проблематики. Произведение, несущее в себе синтетические тенденции, чаще всего выражает размышления автора о сущности человека и мироустройства, а также несет в себе значительный нравственный смысл. В пособии обосновывается, что подобный ракурс интерпретации идеи синтеза искусств обусловлен историческими корнями названной идеи.
Книга адресована преподавателям, аспирантам и студентам ВУЗов, а также всем, кто интересуется русской литературой и проблемой взаимовлияния видов искусства.
Ничипоров И.Б. Русская литература и Православие: пути диалога в истории и современности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: МАКС Пресс, 2022.
Учебное пособие обращено к истории плодотворного и весьма непростого диалога русской литературы и Православия, который в различные эпохи оказывал существенное влияние на миропонимание писателей и их персонажей, на проблематику, образный мир, стиль художественных произведений. Для студентов-филологов, преподавателей вузов, учителей гуманитарных гимназий, лицеев, школ и всех интересующихся историей отечественной словесности.
Ортодоксы и еретики русской литературы ХХ — начала ХХI веков. Коллективная монография к юбилею профессора Н. М. Солнцевой. М.: МАКС Пресс, 2022.
Настоящая коллективная монография составлена усилиями коллег и учеников Натальи Михайловны Солнцевой. Издание охватывает обширный круг значимых литературных явлений и персоналий как конца XIX и первой половины ХХ столетий (творчество Ф. Достоевского, М. Горького, З. Гиппиус, С. Сергеева-Ценского, И. Шмелева, А. Блока, А. Гайдара, В. Шаламова и др.), так и второй половины ХХ века (наследие Е. Кропивницкого, В. Маканина, П. Санаева, Н. Абгарян и мн. др.). Все изучаемые аспекты в той или иной степени связаны со сферой научных интересов профессора Н. М. Солнцевой, многолетнее творческое общение с которой послужило источником вдохновения для авторов представленных исследований. Создатели коллективного труда преследовали цель отразить глубину и всеохватность научных изысканий своего коллеги и учителя. Каждая из глав так или иначе несет на себе отпечаток богатой и многогранной личности юбиляра, чье имя в литературоведении стало символом не только филологического анализа высочайшего уровня, но и непревзойденного стилистического мастерства.
2021
Голубков М.М. Зачем нужна русская литература? Из записок университетского словесника. М.: Прометей, 2021.
Книга представляет собой сборник статей, написанных автором на протяжении последних лет. Она сводит воедино те проблемы литературы ХХ и ХXI веков, которые входят в круг его профессиональных научных интересов. Однако книга не просто включает статьи разных лет — она обладает строгой композиционной целостностью. Ее своеобразным литературоведческим «сюжетом» становится история осмысления современным литературоведением проблем литературы ХХ века. Книга дает ответ на главный вопрос, вынесенный в ее заглавие: зачем нужна русская литература?
Издание адресовано студентам-филологам бакалавриата и магистратуры для углубленного изучения литературной истории ХХ века и современной литературной ситуации и всем, кому интересна русская литература.
Писатели и критики первой половины ХХ века: предшественники, последователи (незабытые и забытые имена): коллективная монография к юбилею профессора М.В. Михайловой. М.: Common place, 2021.
Монография приурочена к юбилею доктора филологических наук, заслуженного профессора филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова М.В. Михайловой и содержит работы коллег и учеников Марии Викторовны, разделяющих ее исследовательский интерес к творчеству «забытых» и малоисследованных прозаиков и драматургов Серебряного века, наследию критиков рубежа XIX—XX веков, выявлению своеобразия «женской литературы» и литературы первой волны эмиграции. В круг внимания исследователей вошли вопросы художественной целостности русской словесности первой половины ХХ века, ее связей с европейской традицией, а также прежде не публиковавшиеся тексты произведений, писем и воспоминаний литераторов этого периода.
2020
Русская литература: ХХ век и современность: коллективная монография к юбилею профессора М.М. Голубкова. М.: МАКС Пресс, 2020.
Коллективный труд написан учениками и коллегами Михаила Михайловича Голубкова. В монографии представлен широкий спектр имен и литературных явлений: рубежа XIX-XX вв. и первых десятилетий ХХ в. (творчество М. Горького, Л. Андреева, А. Грина, А. Гайдара, М. Зощенко, В. Маяковского, Ю. Олеши и др.), середины ХХ столетия (наследие А. Солженицына, А. Твардовского, М. Соловьева, В. Быкова, В. Астафьева, В. Солоухина) и современного периода (Ю. Поляков, В. Сорокин, Т. Толстая и др.). Все изучаемые вопросы так или иначе соприкасаются со сферой литературоведческих изысканий проф. М.М. Голубкова. Участники коллективного труда стремились отразить широту научных интересов своего коллеги и учителя, представить в виде глав книги свои разработки тех аспектов, которым юбиляр уделяет наибольшее внимание в своей исследовательской деятельности.
Голубков М.М. Юрий Поляков: контекст, подтекст, интертекст и другие приключения текста. М.: АСТ, 2020.
Книга представляет собой попытку представить творчество писателя Юрия Полякова в литературном контексте последних четырех десятилетий. Самые разнообразные «приключения» его текстов составили литературоведческий «сюжет» издания. Литература — всегда диалог, сложное взаимодействие между книгами, современными и давними. В этом диалоге происходит накопление смыслов, которыми обладает художественный текст. Диалоги с произведениями А. Солженицына, Ю. Трифонова, представителя «московской школы» В. Маканина рассматриваются как «приключения» художественных текстов Ю. Полякова, ведущие к превращению их в гипертекст и обретению ими качеств интертекста. Эти «приключения» художественных текстов исследовались в одном из семинаров, работающих на филологическом факультете Московского университета. Его участникам было интересно следить за неожиданными поворотами сюжета, который выстраивает сама литература, соединяя несоединимые, казалось бы, репутации и имена. В результате эти веселые штудии отразились в ученых (И НЕ ОЧЕНЬ) записках одного семинара.
2019
От Чехова до Бродского: Эстетические и философские аспекты русской литературы ХХ века: Коллективная монография / Под ред. Г.В. 3ыковой, С.И. Кормилова; сост. Е.А. Коршунова. М.: Издательство Московского университета, 2019.
Книга приурочена к девяностолетию заслуженного профессора филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Л.А. Колобаевой и включает работы коллег и учеников Лидии Андреевны, разделяющих ее исследовательский интерес к проблемам философского смысла литературы и к «чертам физиономии русской литературы ушедшего столетия» в ее художественной целостности.
Кормилов С.И. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы): основные тенденции. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 190 с.
В учебном пособии рассматривается теоретическая история русской литературы большей части XX в. В нем говорится о многих аспектах литературы 1920-1990-х гг.: о ее авторском составе, условиях существования писателей в обществе, об особенностях содержания и формы художественных произведений, о своеобразии литературного процесса, делается акцент на соотношении стиха и прозы, эпоса, лирики и драматургии, рассказывается об истории литературы, которая неоднородна и провоцирует разные подходы к ее периодизации. Также представлены разные точки зрения на возникающие в связи с этим проблемы, разграничены этапы эволюции литературы в метрополии и в русском зарубежье, введены понятия основных и переходных периодов.
В пособии освещены основные этапы эволюции литературной критики с 1917 по 1991 гг., показано, как формировалось представление о классиках ХХ в., дана краткая характеристика двух дисциплин современного литературоведения — теории литературы и истории русской литературы конца XIX — начала XXI в.
Кольцова Н.З. Творчество Е. Замятина. Проблемы поэтики. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019.
В монографии представлен анализ произведений ярчайшего представителя русского модернизма ХХ века Е. И. Замятина, при этом в поле зрения автора книги оказывается как раннее, так и зрелое творчество писателя, что помогает показать эволюцию его творческих взглядов и выявить универсальные черты поэтики. В книгеиспользованы различные исследовательские алгоритмы, позволяющие рассмотреть проблемы неомифологизма, синкретизма, раскрыть роль математической символики в романе «Мы», проанализировать литературные контексты, с которыми соотнесены как художественные произведения писателя, так и его литературоведческие работы.
Ничипоров И.Б. Русская литература и Православие: пути диалога. М.: Синопсис, 2019. 288 с.
Книга обращена к истории плодотворного и весьма непростого диалога русской литературы и Православия, который в различные эпохи оказывал существенное влияние на миропонимание писателей и их персонажей, на проблематику, образный мир, стиль художественных произведений. В первой главе предлагается панорамный взгляд на религиозные устремления отечественной литературы с Древней Руси до наших дней. Вторая глава, нацеленная на период с последней трети ХIХ века до начала нынешнего столетия, представляет многоцветие индивидуальных художественных миров, которые явили несхожие, а нередко и полярные варианты творческого отклика на богочеловеческую личность Христа, Евангелие, историю Церкви: от поздних произведений и философских построений Достоевского и Толстого, многогранного «богоискательства» Серебряного века, поэзии и прозы эмиграции — до религиозных импульсов в различных литературных практиках второй половины ХХ в. и современности. В центре третьей главы — религиозно-философская мысль ХХ в., которая внесла колоссальный вклад в христианское осмысление литературы, в исследование духовной биографии художника как мировоззренческой и эстетической категории. Заключительная глава имеет практический характер и приглашает к обсуждению возможных принципов построения и преподавания учебного курса «Православие и русская литература».
История русской литературы ХХ века: Проза 1920 — 1940-х годов. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Отв. ред. С.И. Кормилов, сост. Л.А. Колобаева, С.И. Кормилов, А.В. Леденев, Е.Б. Скороспелова, Н.М. Солнцева. М.: Юрайт, 2019.
Учебное пособие посвящено творчеству наиболее значительных русских писателей 1920–1940-х годов и призвано отразить современный научный взгляд на основные художественные ценности и тенденции развития русской литературы ХХ века.
Голубков М.М. Русская литература ХХ века. Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Юрайт, 2019.
Книга представляет собой размышления о русской литературе ХХ в. как сфере воплощения национального сознания, прослеживает изменение социокультурной ситуации 1920-1950-х гг. (писатель-читатель-критик, литература-государство, метрополия-диаспора). Предложена концепция социалистического реализма и модернизма в литературе первой половины ХХ в. Показана роль в литературном процессе таких писателей, как А. Платонов, В. Набоков, М. Зощенко, В. Маяковский, О. Мандельштам, Е. Замятин, А. Солженицын.
Голубков М.М. История русской литературной критики ХХ века. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Изд. 2-е. М.: Юрайт, 2019.
В учебнике предложен очерк истории русской литературной критики, охватывающий период с 1917 года по конец XX столетия. Прослеживаются судьбы основных группировок 1920-х годов, пути формирования монистической концепции советской литературы. Анализируются основные дискуссии 1930-х годов, роль I съезда советских писателей, литературно-критический процесс 1940—1950-х годов, затем Оттепель, роль журналов «Новый мир» и «Наш современник» в 1960—1970-е годы, зарождение новых направлений литературного процесса в 1980-е годы и проблематика литературно-критической мысли тех лет. Книга завершается анализом постмодернистского литературно-критического направления, ставшего своеобразным итогом советской литературной эпохи.
Голубков М.М. Максим Горький. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. Серия «Перечитывая классику». Изд. 5, доработанное. М., 2019.
Автор книги видит свою задачу в том, чтобы включить творчество Горького 20–30-х годов в контекст русской литературы этого периода, соотнести с художественными открытиями его великих современников, в первую очередь В. Набокова и Б. Пастернака. Отдельная глава посвящена художественному миру писателя, своеобразию его реализма, концепции личности, герою и антигерою. Основное внимание уделяется анализу произведений, знание которых предусмотрено программой для поступающих на гуманитарные факультеты вузов.
2018
Кротова Д.В. Современная русская литература. Постмодернизм и неомодернизм. М.: МАКС Пресс, 2018. 224 с.
Учебное пособие посвящено анализу современной русской литературы. Рассматриваются важнейшие ее аспекты: хронологические рамки новейшего периода и принципы их установления, ключевые особенности литературного процесса сегодняшнего дня, содержательно отличающие данный период от предшествующих этапов. Анализируются наиболее значимые явления современного литературного процесса, особое внимание уделяется постмодернизму и неомодернизму. В пособии обосновывается концепция неомодернизма в новейшей русской литературе. Охарактеризована история формирования каждого из названных направлений, освещена их идейно-эстетическая платформа, сформулированы основные принципы художественного мышления постмодернистов и неомодернистов. Обозначенные тенденции современного литературного процесса раскрыты в пособии на примере творчества отдельных писателей и их наиболее репрезентативных текстов.
Книга адресована студентам гуманитарных факультетов ВУЗов и всем, кто интересуется современной русской литературой.
Михайлова М.В., Назарова А.В. Запечатленная Россия. Статьи о творчестве Евгения Николаевича Чирикова. Open Science Publishing Raleigh, North Carolina, USA, 2018. 208 с.
В коллективную монографию «Запечатленная Россия. Статьи о творчестве Евгения Николаевича Чирикова» вошли статьи сотрудников кафедры профессора М.В. Михайловой и преподавателя А.В. Назаровой, посвященные творчеству одного из известнейших и оригинальных писателей Серебряного века и первой волны русской эмиграции Е.Н. Чирикова (1864 – 1932). В книге освещены разные грани таланта писателя – прозаика, драматурга, публициста, прослежена его творческая эволюция. Предпринятый анализ произведений Чирикова доказывает, что его по праву можно назвать первооткрывателем таких животрепещущих тем современной ему русской литературы, как еврейская ассимиляция, истоки революционной катастрофы 1917 года, роль и место журналистики в формировании общественного сознания и др., а его творческое наследие остается актуальным и для нынешнего российского читателя.
Михайлова М.В., Инь Л. Творчество хозяйки «нехорошей квартиры», или Феномен Е.А. Нагродской. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2018. 526 с.
Сенсационный роман Е.А. Нагродской «Гнев Диониса» (1910), рассматриваемый филологами исключительно с точки зрения его скандального содержания, на долгие годы закрыл для них возможность серьезного изучения наследия оригинальной писательницы первой трети XX века. Не способствовало обращению к наследию Е.А. Нагродской и эмиграция писательницы, и ее участие в масонском движении. Монография восполняет этот пробел в литературоведении, привлекая внимание к особому месту, которое занимала писательница в русском литературном процессе 1900-х-1920-х годов и женском литературном творчестве этого периода. Солидаризируясь со многими положениями феминистских программ, Нагродская, однако, критически восприняла крайности феминизма и отразила его издержки в своих сочинениях. Опосредованно соприкасаясь с модернизмом, она сумела выявить его «слабые» стороны, особенно в части жизнетворческой практики, и не побоялась заочно вступить в спор с Л.Д. Зиновьевой-Аннибал. Несомненны ее открытия в области фантастики, мистики, в отдельных случаях стимулировавшие последующее развитие этого направления в литературе. В монографии подробно проанализированы все дореволюционные романы Нагродской («Гнев Диониса», «Злые духи», Борьба микробов», «У бронзовой двери», «Житие Олимпиады-девы»), а также два сборника ее рассказов. Из произведений, написанных в эмиграции, внимание уделено опубликованной на французском языке пьесе «Дама и дьявол» как завершающей «дьяволиаду» писательницы. Особенно интересны проведенные сопоставления с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», почти доказывающие знакомство писателя с ее рассказом «Он».
Скороспелова Е.Б. Русская классика А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь (в помощь учителю). М.: МАКС Пресс, 2018.
2017
История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов). В 3 ч. Часть первая: Реализм. Часть 2: Символизм. Часть 3: Акмеизм, футуризм и другие. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Отв. ред. М.В. Михайлова, Н.М. Солнцева. М.: Издательство Юрайт, 2017.
В учебнике отражена история русской литературы 1890–1920-х годов, представлены творческие индивидуальности, направления, модификации художественных практик, специфика жанровых поисков, формирование литературных кружков и группировок, состояние литературной критики. Развитие литературы рассмотрено в контексте общественной, философской, религиозной мысли.
В первой части показана эволюция реализма, во второй части обозначены пути становления и развития символизма, третью часть составили главы, посвященные акмеизму, футуризму, новокрестьянским поэтам, писателям, чье творчество развивалось вне течений и групп, в также методологическим исканиям в критике, эстетическим платформам литературных объединений.
Издание адресовано бакалаврам, магистрантам филологических факультетов, всем, кто интересуется русской словесностью.
Михайлова М.В. Марксисты без будущего. Марксизм и русская литературная критика (1890-1910-е гг.). М.: Common place, 2017. 662 с.
В книге на материале марксистской литературной критики в России конца XIX — начала ХХ вв. прослеживается идеологическая динамика русского марксизма. Опираясь на принцип самоидентификации критиков как сторонников учения Маркса, М.В. Михайлова рассматривает их литературно-критические взгляды, не отделяя «правоверных» от «еретиков», и демонстрирует живое развитие марксистской идеи. Автор отдельно останавливается на свободной обоюдной критике и нестесненных дискуссиях рубежа XIX-XX вв. В то время литературный марксизм был конгломератом многоликих концепций, но после провозглашения ленинского принципа партийности этому разнообразию пришел конец: отныне марксизм подчинялся догме и существовал в атмосфере морального и политического давления. Автор показывает нереализованные и загубленные задатки марксистской литературной критики в лице ее талантливых представителей — М. Морозова, Л. Троцкого, Н. Чужака и др.
Солнцева Н.М. Репутация куклы. М.: Водолей, 2017. 176 с.
Тема книги – литературные куклы, их традиционное восприятие и современные интерпретации. Куклы – артефакты и источники вдохновения, имитаторы поневоле и самодостаточные андроиды, ключевые фигуры в сюжетах и двойники авторов. В них отражены философемы и скрытые комплексы.
Книга адресована как бакалаврам, магистрантам гуманитарного профиля, так и широкому кругу читателей.
Колобаева Л.А. Русский символизм. 2-е издание. М.: Издательство Московского университета, 2017. 352 с.
В монографии исследованы поэзия, проза и отчасти драматургия русских символистов в новой интерпретации их творчества. Автор рассматривает теорию символа и, шире, — образа в качестве модели «переживаемого содержания сознания», модели «вымысла» (А. Белый) в их отношении к реализму и модернизму; характеризует стилевые тенденции символизма, определяет роль мифологического начала, новые формы иронии в произведениях символистов, показывает новаторские приемы поэтики и обновление жанров в их творчестве. Для специалистов-филологов, студентов, а также всех, кто интересуется русской художественной культурой и ее историей.
2016
Октябрьская О.С. Формирование и развитие жанровой системы в русской детской прозе 1920–50-х годов. М.: МАКС Пресс, 2016. 248 с.
В монографии прослеживается процесс формирования и развития прозаических жанров русской детской литературы 1920-50-х годов. Автор исследует жанры школьной повести, романа/повести воспитания, рассказа, сказки, а также натурфилософской прозы, литературы о животных и т.д. Книга адресована широкому кругу читателей: специалистам в области детской литературы, преподавателям и студентам филологических специальностей вузов, учителям школ, родителям.
Проблемы неклассической прозы. Вып. 2 / Сост. и гл. ред. Е.Б. Скороспелова. М.: МАКС Пресс, 2016.
Во втором выпуске сборника «Проблемы неклассической прозы» представлены труды авторов, в сферу научных интересов которых входит русская литература ХХ века. Издание имеет своей целью описать новые принципы художественного сознания, которые утвердила литературная история миновавшего столетия.
Первая часть сборника посвящена принципам неклассической поэтики и характеризует наиболее значимые ее категории – условность, метафизическую иронию, неомифологизм, зеркальность, двойничество, мотивность – как средства усиления смысловой нагрузки художественного текста.
Во второй части сборника освещаются общественно-политические и социокультурные обстоятельства, в которых пришлось развиваться литературе в советскую эпоху. Это и попытка объяснить некоторые стороны литературной истории первой половины столетия чертами русской национальной ментальности, и обращение к издательской политике, и изучение нового жанра, сложившегося в 1920–1950-е годы – письма вождю. Все это в совокупности вводит читателя данного сборника в историю огосударствления литературы.
2015
Колобаева Л.А. От А. Блока до И. Бродского (О русской литературе XX века). М.: ООО «Русский импульс», 2015. 288 с.
В анализе творчества разноликих писательских фигур XX века автор книги стремится уловить черты физиономии русской литературы ушедшего столетия в целом, в ее художественной подлинности. Выделяются такие качества произведений, как повышенный градус драматизма, образная усложненность личности, новые формы психологизма, ироническое и игровое начало в повествовании. Перед нами вырисовываются трагические, неисповедимые пути самосознания личности, явленные в поэзии (А. Блока, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского), а также волнующие нас до сих пор открытия художественной прозы (рассказы И. Бунина и М. Горького, военная проза В. Быкова и В. Гроссмана, повесть «Раковый корпус» и «Крохотки» А. Солженицына, рассказы В. Распутина и др.). Книга адресована филологам, историкам и другим гуманитариям, а также всем тем, в ком сохраняется живой интерес к русской литературе.
Русская литература XIX–XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы: В 2 т. Т. 2: Русская литература XX века. 13-е изд. М.: Изд-во Московского университета, 2015.
Пособие подготовлено на филологическом факультете МГУ в соответствии с обновленной программой, действующей с 2007 г. Опубликовано по решению редакционно-издательского совета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Для абитуриентов, а также для учащихся старших классов и учителей школ, лицеев и гимназий. Во втором томе содержатся статьи о творчестве М.Горького, И.Бунина, А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматовой, Б.Пастернака, А.Н.Толстого, М.Шолохова, М.Булгакова, А.Твардовского, Н.Заболоцкого, А.Солженицына, В.Астафьева, Ю.Трифонова, В.Распутина, В.Шукшина. В статьях даются сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов ХХ века, подробно анализируются включенные в программу для поступающих в МГУ произведения. Заключительная глава содержит литературоведческий словарь.
2014
Колобаева Л.А. И.А. Бродский: анализ поэтического текста. М.: ООО «Русский импульс», 2014. 176 с.
Развертывая конкретный анализ текста многих произведений И. Бродского разных жанров и стилевых форм, автор книги стремится представить значительность и высоту его искусства. В книге прослеживаются главные и скрытые «смыслы» его творчества, ведущие свойства поэтики – семантическая «концентрация» поэтической речи, усложненность строфики, мастерство многоступенчатой композиции, «прозрачность» поэзии, разговорность и мужественность интонации в стихе, метафизическая взаимосвязь далеких друг от друга явлений. Автор надеется тем самым помочь читателям, студентам, овладеть филологическим анализом текста, особенно – трудного текста. Книга адресована студентам-гуманитариям, а также всем тем, кто интересуется современной поэзией.
2013
Колобаева Л.А. Философия и литература: параллели, переклички и отзвуки (Русская литература XX века). М.: ООО «Русский импульс», 2013. 224 с.
В книге открываются многие характерные для XX века переклички и связи философов и писателей — Ф.Ницше и Анненского, Ф.Ницше и М.Горького, Л.Шестова и А.Ремизова; полемика И.Бунина с Ф.Достоевским о преступлении и совести, продолженная в конце XX столетия В.Маканиным и В.Распутиным; творческие споры о сущности страдания и сострадания. Автор показывает, как менялась философия любви в литературе от «Смысла любви» Вл.Соловьева к последней «простоте» отношений мужчины и женщины в современных романах. Основной вектор движения русской литературы XX века предстает в книге поиском пути преодоления пантрагизма, то есть безысходного восприятия мира и понимания бытия как зла. Писатели усматривали такую возможность или в вере в революционно-героический «прометеизм», при этом во многом обманываясь (как М.Горький), или в надежде на возвращение спасительных начал христианства (Б.Пастернак, А.Ахматова), или в установке на духовное родство человеческих культур и диалог между ними (О.Мальденштам), или в утверждении внутренней, «метафизической свободы» индивидуальности и философии стоического благодарения бытию вопреки всему (И.Бродский).
Солнцева Н.М. Крестьянский космос в русской литературе 1900‒1930-х годов: Учебное пособие. М.: Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 2013. 112 с.
В издании рассматриваются мировоззренческие искания и эстетические установки С. Есенина, С. Клычкова, Н. Клюева и других поэтов новокрестьянского направления, чье творчество развилось в годы Серебряного века и представляет собой особый художественный мир в литературе 1920 – 1930-х годов. Пособие предназначено для студентов-филологов, учителей школ, абитуриентов.
Голубков М.М., Скороспелова Е.Б. Литература. 10 класс: В 3 ч. М.: Мнемозина, 2013.
Учебник посвящен литературе XIX века. В обзорных главах анализируются особенности литературного процесса этого периода, а в монографических — творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. А Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова.
Книга построена в виде своеобразного диалога авторов и читателей. Повествование чередуется с вопросами, которые направляют учащегося к поискам различных вариантов интерпретации как художественных текстов, так и общих закономерностей литературного процесса.
Голубков М.М., Панова О.Ю. Литература. 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни): В 3 ч. М.: Мнемозина, 2013.
Первая часть учебника охватывает историю русской литературы XX столетия. В обзорных главах предложена характеристика литературного процесса. Во второй части представлены тексты художественных произведений, подобранные с соответствии с разделами первой части. Содержание третьей части посвящено зарубежной литературе XX века.
2012
Октябрьская О.С. Пути развития русской детской литературы ХХ века (1920-2000-е гг.). М.: МАКС Пресс, 2012. 360 с.
В учебном пособии О.С. Октябрьской отражён непростой и драматичный путь развития русской детской литературы ХХ века, проанализированы крупные произведения классиков детской литературы, рассмотрены яркие авторские индивидуальности. Пособие предназначено для студентов филологических факультетов университетов, для преподавателей вузов и учителей словесников средней школы, а также для родителей.
2010
Чириков Е.Н. Отчий дом. Семейная хроника / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. М.В. Михайловой, А.В. Назаровой. М.: Эллис Лак, 2010. 832 с.
Первое российское издание пятитомного итогового романа-семейной хроники яркого, но незаслуженно забытого в советские годы писателя Евгения Николаевича Чирикова (1864 – 1932). В книге представлена масштабная панорама предреволюционной России, показана борьба элит и революционных фанатиков за власть, приведшая страну к катастрофе. По убеждению художника, распад государства всегда начинается с неблагополучия в семье – отчем доме (этой миниатюрной модели государства), что он и показал на примере семьи аристократов, князей Кудышевых. Книга сопровождается предисловием и подробными комментариями. Приведены уникальные архивные фотоматериалы из архива наследников писателя.
2009
Зайцев В.А. Лекции по истории русской поэзии XX века (1940-2000). М.: Изд-во Московского ун-та, 2009.
Цикл лекций профессора Владислава Алексеевича Зайцева опирается на многолетний опыт чтения спецкурсов о русской поэзии, а также общего курса истории русской литературы второй половины ХХ века. Автор раскрывает многообразные художественные ценности, существенные черты и особенности русской поэзии этого периода, показывает сложное взаимодействие основных ее ветвей, их сближение и воссоединение в конце столетия. Для студентов и аспирантов филологических факультетов, а также для всех, кто интересуется историей русской литературы.
2008
Голубков М.М. История русской литературной критики ХХ века (1920 — 1990-е годы). М.: Академия, 2008.
В учебном пособии, адресованном студентам филологических специальностей, предложен очерк истории русской литературной критики, охватывающий период с 1917 года по конец XX столетия. Прослеживаются судьбы основных группировок 1920-х годов, пути формирования монистической концепции советской литературы, основные дискуссии 1930-х годов, роль I съезда советских писателей, литературно-критический процесс 1940 — 1950-х годов. Анализируется феномен Оттепели, роль журналов «Новый мир» и «Наш современник» в 1960 — 1970-е годы, зарождение новых направлений литературного процесса в 1980-е годы и проблематика литературно-критической мысли тех лет. Книга завершается анализом постмодернистского литературно-критического направления, ставшего своеобразным итогом советской литературной эпохи.
История русской литературы ХХ века (20-90-е годы): Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов / Отв. редактор С.И. Кормилов / А.П. Авраменко, Б.С. Бугров, М.М. Голубков и др. М.: Издательство Московского университета, 2008. 576 с.
Пособие призвано отразить современный научный взгляд на основные художественные ценности и тенденции развития русской литературы XX века.
Для студентов филологических факультетов российских университетов, а также для аспирантов и преподавателей — всех, кто занимается русской литературой.
Варламов А.Н. Михаил Булгаков. М., 2008.
Автор, литературовед и писатель, лауреат премий Александра Солженицына и «Большая книга», предлагает свой взгляд на жизнь и творческую судьбу М. Булгакова. Исследованы биографические, общественные и литературные источники сюжетов и образов.
Варламов А.Н. Алексей Толстой. М., 2006, 2008.
Автор рассматривает жизнь и творчество Толстого как его роман с литературой, эмиграцией, властью, исследует многочисленные роли писателя – символиста, реалиста, антисоветчика, национал-большевика, патриота, космополита, гедониста.
2007
Солнцева Н.М. Иван Шмелев: Жизнь и творчество. М.: Эллис-Лак, 2007. 512 с.
Книга посвящена творческой и личной судьбе И. Шмелева. Среди героев — И. Бунин, И. Ильин, А. Деникин, К. Бальмонт, А. Карташев, А. Куприн, Б. Зайцев, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Г. Адамович, Г. Иванов, С. Маковский и многие другие. Описаны общественные, эстетические, религиозные установки объединений и групп русской эмиграции, журнальная полемика.
Султанов К.К. От Дома к Миру. Этнонациональная идентичность в литературе и межкультурный диалог. М: Наука, 2007.
Актуализация этнокультурной проблематики в последние годы отодвинула на периферию литературоведческого дискурса вопросы межкультурной и межлитературной коммуникации. Задача интегрировать подходы на материале национальных литератур России (особенно Северного Кавказа) определила характер, направленность и структурное оформление данной книги. «Идентичность» и «диалог» выступают как взаимодополняющие регуляторы национально-литературной динамики. Идея расширяющегося контекста становится основополагающей. Для филологов, историков, культурологов.
Варламов А.Н. Григорий Распутин-Новый. М., 2007
В книге исследуется феномен Распутина, привлекшего к себе внимание писателей и философов Серебряного века – Розанова, Бердяева, Булгакова, Блока, Белого, Гумилева, Ахматову, Пришвина, Клюева, А. Толстого.
Карпов А.С. Очерки по истории литературы русского зарубежья. М., 2007.
В книге собраны работы, посвященные развитию литературы русской эмиграции. В первом разделе помещены статьи, в которых идет речь о некоторых важных проблемах, стоявших в центре внимания И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева, Г. Иванова, В. Ходасевича и др. Второй раздел составили литературные портреты прозаиков третьей «волны»: А. Синявского, В. Некрасова, С. Довлатова, Г. Владимова, В. Войновича.
2006
Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950-1970-х годов: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. М.: МАКС Пресс, 2006. 436 с.
В монографии авторская песня представлена как самобытное направление русской поэзии второй половины ХХ века. Предлагаются жанрово-стилевая типология данного явления, рассмотрение творческих индивидуальностей крупнейших поэтов-бардов (Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич, А.Городницкий, Ю.Визбор, М.Анчаров, Н.Матвеева и др.), осмысление широкого литературного контекста авторской песни. Книга адресована специалистам-филологам, студентам, преподавателям высших и средних учебных заведений и всем интересующимся историей русской культуры.
Солнцева Н.М. И.С. Шмелев: Аспекты творчества. М.: Кругъ, 2006. 256 с.
Рассмотрены поэтика, жанровая специфика текстов Шмелева в контексте художественных и философских исканий в России и русском зарубежье, типологическая связь русского неореализма с феноменологией.
Герасименко А.П., Зайцев В.А. История русской литературы второй половины ХХ века. М., 2004, 2006.
В учебнике дан обстоятельный обзор развития отечественной литературы в 1950 – 1990-е годы в метрополии и зарубежье, выявлены ее существенные черты, пути развития прозы и поэзии, жанровая специфика, охарактеризованы основные стилевые тенденции. Учебник допущен Министерством образования РФ для студентов-филологов университетов и педагогических институтов.
Кормилов С.И., Аманова Г.А. Поэтика Нажима Давкараева (Типология и поэтика рассказов Н. Давкараева 20 – 40-х годов). Нукус, 2006.
Дан анализ процесса становления литературной прозы в Каракалпакии начиная с 1920-х годов. Основное внимание уделяется произведениям Н. Давкараева – характерному явлению прозы на территории, ранее знавшей лишь поэтический фольклор.
2005
Варламов А.Н. Александр Грин. М., 2005.
На основе публиковавшихся и архивных материалов автор создает образ А. Грина, человека несвоевременного и не признанного своим среди писателей.
2004
Солнцева Н.М. Сергей Есенин. М., 1997, 1998, 2000, 2004.
В учебном пособии анализируется творчество С. Есенина, его мировоззренческие искания, эстетические установки. Поэзия Есенина представлена в контексте мотивов и образов произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, Н. Клюева, Б. Пастернака и др.
Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 1998, 2000, 2004.
Синтез жанров монографии и учебного пособия. Жизнь и творчество поэта рассматриваются в единстве. Учтена почти вся продукция научного ахматоведения на 1998 г. Проанализированы главные произведения, особенно тщательно – входящие в программу для абитуриентов вузов.
Скороспелова Е.Б. Еретики и ортодоксы. К проблеме противоборства и сосуществования двух художественных тенденций в русской прозе 1920–1950-х годов. Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004.
Кормилов С.И. М.Ю. Лермонтов. М., 1997, 1998, 2000, 2004.
Книга представляет собой синтез жанров монографии и учебного пособия. От первого – универсальность проблематики книги и использование всего опыт научного лермонтоведения, от второго – преимущественное внимание к произведениям, включенным в программу для поступающих в вузы.
Искржицкая И.Ю., Кормилов С.И. Владимир Маяковский. М., 1998, 1999, 2004.
Учебное пособие, полемичное по отношению к «разоблачительным» публикациям о Маяковском. Использовано лучшее из того, что было в советском литературоведении. Дан подробный анализ произведений, изучаемых в школах и вузах.
Карпов А.С. Русская литература ХХ в. Страницы истории. Избранные труды: В 2 тт. М., 2004.
В двухтомном издании, подводящем итоги более чем сорокалетней работы автора, помещены исследования, посвященные проблемам развития русской литературы советского периода, а также поэзии 1920 – 30-х гг., прозе русской эмиграции, творческим судьбам поэтов.
2003
Проблемы неклассической прозы / Сост. и гл. ред. Е.Б. Скороспелова. М.: ТЕИС, 2003.
В сборнике представлены труды авторов, в сферу научных интересов которых входит русская литература ХХ века. Издание имеет своей целью описать новые принципы художественного сознания, которые утвердила литературная история миновавшего столетия.
Первая часть сборника посвящена принципам неклассической поэтики и характеризует наиболее значимые ее категории – условность, метафизическую иронию, неомифологизм, зеркальность, двойничество, мотивность – как средства усиления смысловой нагрузки художественного текста.
Во второй части сборника освещаются общественно-политические и социокультурные обстоятельства, в которых пришлось развиваться литературе в советскую эпоху. Это и попытка объяснить некоторые стороны литературной истории первой половины столетия чертами русской национальной ментальности, и обращение к издательской политике, и изучение нового жанра, сложившегося в 1920–1950-е годы – письма вождю. Все это в совокупности вводит читателя данного сборника в историю огосударствления литературы.
Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века : от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС, 2003.
В пособии освещаются судьбы русской прозы советской эпохи (1920–1950-е годы) в ракурсе преобладающих типов творчества. Рассматривается так называемая «неклассическая» проза, связанная с традициями символизма и авангарда; получает интересную трактовку явление, за которым закрепилось определение социалистического реализма; а также творчество писателей, которые, находясь во внутреннем родстве с представителями «неклассической» прозы или представляя в новых условиях реалистический тип творчества, по стечению обстоятельств обрели репутацию классиков советской литературы. Дано оригинальное прочтение ряда значительных романов ХХ столетия.
Ничипоров И.Б. «Поэзия темна, в словах невыразима…» Творчество И.А. Бунина и модернизм. М., 2003.
В монографии творчество классика отечественной литературы И.А. Бунина рассмотрено на широком фоне русского и европейского модернизма, а также философской и эстетической мысли рубежа ХIХ — ХХ веков. Книга адресована специалистам-филологам, студентам, преподавателям высших и средних учебных заведений и всем интересующимся историей русской культуры.
Голубков М.М. Русская литература ХХ века. Пособие для абитуриентов. М., 2003.
В учебном пособии анализируются произведения русской литературы ХХ века, знание которых требуется от абитуриента на экзамене в университетах и вузах. В центре внимания автора – творчество А.Блока, М.Горького, М.Булгакова, В.Маяковского, С.Есенина, А.Толстого, А.Солженицына, В.Шукшина, В.Распутина. В основу пособия положена программа по литературе для поступающих в МГУ им. М.В.Ломоносова В учебном пособии анализируются произведения русской литературы ХХ века, знание которых требуется от абитуриента на экзамене в университетах и вузах. В центре внимания автора – творчество А.Блока, М.Горького, М.Булгакова, В.Маяковского, С.Есенина, А.Толстого, А.Солженицына, В.Шукшина, В.Распутина. В основу пособия положена программа по литературе для поступающих в МГУ им. М.В.Ломоносова.
Предлагается не только анализ сюжета, композиции, системы персонажей, жанровых особенностей программных произведений, но и интерпретация важнейших проблемно-тематических аспектов, сформированных русской литературой ХХ века. Им посвящены отдельные главы пособия: «Человек и история», «Деревенская проза».
Варламов А.Н. Пришвин. М., 2003.
Первая подробная биография М. Пришвина. Автор, снимая хрестоматийный глянец, показывает своего героя во всей сложности его характера и судьбы: гимназиста, марксиста, студента Лейпцигского университета, писателя-натуралиста и исследователя сектантства, деревенского жителя, орденоносца.
Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. М., 2003.
В книге рассматриваются важные проблемы творчества классиков авторской песни, в частности вопросы поэтики, жанра, связи с поэзией ХIХ – ХХ веков, их творческих взаимоотношений с поэтами-современниками
2002
Скороспелова Е.Б. Замятин и его роман «Мы». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. Серия «Перечитывая классику». М.: Изд-во Московского университета, 2002.
В пособии представлена личность и судьба Евг. Замятина – одного из интереснейших писателей XX века. Рассматривается его творческое поведение, его позиция еретика по отношению к любой власти. В центре книги – роман «Мы». Отдавая должное политическим аспектам содержания запрещаемого в советские годы романа, автор основное внимание уделяет анализу психологических, философских, историософских и художественных открытий Замятина.
Голубков М.М. Александр Солженицын. М., 1999, 2002.
Книга, выпущенная в серии издательства МГУ «Перечитывая классику», предлагает конкретный анализ произведений писателя, как художественных, так и публицистических. Предложен монографический анализ романа «В круге первом». Особое внимание уделено религиозно-философским взглядам писателя, которые помогают понять и его концепцию русского национального характера, и его историософию, и принципиальную позицию, занятую им по возвращении в Россию.
Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стих. М., 1999, 2002.
Учебное пособие для учителей и абитуриентов, основанное на общепризнанных понятиях, но включающее и новые научные положения в случаях, когда они явно превышают статус гипотезы. Особое внимание уделяется проблемам теории прозы и стиха как недооцененным в практике вузовского и школьного преподавания.
Зайцев В.А. Николай Рубцов. М., 2002.
Пособие посвящено поэзии одного из крупнейших лириков второй половины ХХ века. Дан очерк жизненного и творческого пути поэта, рассмотрены черты его художественного мира, основные темы и мотивы лирики, жанрово-стилевое своеобразие стихотворений, проанализированы наиболее значительные из них.
2001
Голубков М.М. Русская литература ХХ века: После раскола. М., 2001.
Книга посвящена поиску новых подходов к литературной истории ХХ века. Опираясь, с одной стороны, на исторические концепции Л.Н.Гумилева, автор исследует русскую литературу ХХ века как сферу воплощения национального сознания; с другой стороны, обращаясь к положениям московско-тартусской семиотической школы, прослеживает изменение социокультурной ситуации 1920-50-х годов (писатель – читатель — критик, литература-государство, метрополия-диаспора). Предложена концепция социалистического реализма и модернизма в литературе первой половины ХХ века. Показана роль в литературном процессе таких писателей, как А.Платонов, В.Набоков, М.Зощенко, В.Маяковский, О.Мандельштам, Е.Замятин, А.Солженицын.
Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940 – 1990-е годы. М., 2001.
На обширном историко-литературном материале рассматриваются пути развития русской поэзии середины и второй половины ХХ столетия в метрополии и зарубежье, выявляются ее характерные особенности, прослеживается движение лирических и лиро-эпических жанров, важнейшие художественно-стилевые тенденции, анализируется творчество разных поколений. Учебное пособие адресовано студентам филологических факультетов университетов и пединститутов, а также всем, кто интересуется русской поэзией.
Карпов А.С. Неугасимый свет. М., 2001.
В книге собраны литературные портреты русских поэтов первой половины ХХ в. – А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого. Рассказывается о драматизме личных и творческих судеб. Издание дополнено приложением, включающим лучшие произведения поэтов и фотоиллюстрации.
2000
Голубков М.М. Максим Горький. М., 1997, 2000.
Книга, выпущенная в серии издательства МГУ «Перечитывая классику», включает творчество Горького 20-30-х годов в контекст русской литературы этого периода, соотносит с художественными открытиями его великих современников, в первую очередь В.Набокова и Б.Пастернака. Автор анализирует полемику, в которую вступают два величайших романа ХХ столетия — “Жизнь Клима Самгина” М.Горького и “Доктор Живаго” Б.Пастернака, соотносит с ней романистику В.Набокова. Отдельная глава посвящена художественному миру писателя, своеобразию его реализма, художественного времени, концепции личности, герою и антигерою. Но основное внимание уделяется конкретному анализу текстов, знание которых предусмотрено программой для поступающих в МГУ и на гуманитарные факультеты других вузов.
Колобаева Л.А. Проза И. А. Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам (2-е издание). М.: Издательство Московского университета, 2000. 86 с.
В художественном мире И.А. Бунина, рассмотренном в предлагаемой книге, выделено главное — «трагические основы» национального русского характера и исторической судьбы России, бунинское понимание сущности человеческой личности, роли природы в жизни современного человека, его отношение к смерти, любви и др. Крупным планом дан анализ рассказов Бунина, включенных в школьную программу по литературе, — «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник».
Солнцева Н.М. Странный эрос: Интимные мотивы поэзии Николая Клюева. М.: Эллис-Лак, 2000. 128 с.
Предлагается интерпретация наиболее зашифрованной в творчестве Н. Клюева образности, тема эроса представлена в мифологическом и биографическом аспектах. Его «сакральный роман» с Небом, в основе своей хлыстовский, претерпел значительные метаморфозы под влиянием общественных катаклизмов и его личной жизни.
Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: Издательство Московского университета, 2000. 296 с.
Русский символизм представлен в книге как яркое и значительное явление литературы XX века. В монографии исследованы поэзия, проза и отчасти драматургия символистов — Д. Мережковского, З. Гиппиус, И. Коневского, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского и других — в новой интерпретации их творчества.
1998
Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. М., 1998.
Монография посвящена анализу художественного творчества писателя, вокруг имени и образа которого сложилась мифология, самым серьезным образом искажающая его мировоззренческие и эстетические принципы. В книге детально, с опорой на множество конкретных высказываний писателя показан реальный А.И. Солженицын – писатель-полифонист, сторонник подлинного плюрализма, художник-новатор, синтезировавший в своем творчестве лучшие достижения как реалистической, так и модернистской традиций. Особое место в монографии уделено анализу онтологической символики и языка Солженицына.
Карпов А.С. Силуэты Серебряного века: Очерки по истории русской поэзии. Воронеж, 1998.
В книге собраны литературные портреты значительных русских поэтов начала ХХ в. В основу очерков положены анализ произведений и биографический контекст.
Карпов А.С. Осип Мандельштам: Жизнь и судьба. М., 1998.
На основе большого фактического материала рассказывается о жизни одного из крупнейших поэтов начала ХХ в. Литературная судьба, основные мотивы творчества, поэтика текстов рассмотрены в связи с особенностями психологического портрета Мандельштама.
1996
И. Дубровина, Т. Дубровина. Очерки русской кинодраматургии. М., 1996.
Учебно-методическое пособие по курсу «История русской литературы ХХ века» для студентов филологических факультетов государственных университетов. Сценарная литература имеет за своими плечами целый век развития. С ее созданием связано творчество Л. Андреева и В.Маяковского, А.Толстого и С.Есенина, Ю.Тынянова и И.Бабеля, А.Платонова и В.Шукшина, В.Розова и А.Володина и др. В книге анализируются фильмы «Отец Сергий», «Поликушка», «Трилогия о Максиме», «Маскарад», «Чапаев», «Машенька», «В огне брода нет», «Андрей Рублев», «Белорусский вокзал», «Калина красная», «Маленькая Вера», «Чучело», «Астенический синдром», «Сказка сказок».
1995
Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.
Исследование базируется на разнообразном и многочисленном, часто впервые вводимом в научный обиход материале официальной и неофициальной словесности ХVIII – ХХ веков. Специально рассмотрены надписи на памятниках, плакатах и т.д. («лапидарный слог»), литературные моностихи, метризованная проза, ранний свободный стих.
1993
Бугров Б.С. Драматургия русского символизма. М., 1993.
Предмет анализа – творчество И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Белого, А. Блока, З. Гиппиус, Вяч. Иванова, Д. Мережковского, Вл. Соловьева, Ф. Сологуба.
Кормилов С.И., Скороспелова Е.Б. Литературная критика в России ХХ века (после 1917 года). Материалы к курсу. М., 1993.
Расширенная программа курса с определением методологических подходов к изучению данного предмета. Дана характеристика критики, в том числе эмигрантской, по периодам. Предложен обширный список литературы с установкой на возможность выбора наиболее доступных для студента изданий. В целом материалы адресованы преподавателям вузов.
1992
Солнцева Н.М. Китежский павлин. Филологическая проза: Документы. Факты. Версии. М., 1992.
Книга о жизни и творчестве писателей-крестьян С. Есенине, Н. Клюеве, С. Клычкове, А. Ширяевце, А. Ганине, П. Карпове, П. Орешине, П. Васильеве, их отношениях с литературным окружением Серебряного века (А. Блоком, А. Белым, Д. Мережковским, А. Ремизовым, В. Брюсовым и др.), с писателями и критиками 1920 – 1930-х гг., идеологами советской литературы, в том числе лидерами ВОКП. Книга основана на архивных материалах, иллюстрирована редкими фотодокументами.
Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. М., 1992.
В монографии предложена концепция истории русской литературы 1920-30-х годов, построенная на анализе взаимодействия двух факторов, определивших ее развитие: внутренних, эстетических законов литературы, с одной стороны, и внешних обстоятельств политического характера, деформировавших литературный процесс, — с другой. Первая часть книги посвящена формированию монистической концепции советской литературы, политической доктрины, которой была подчинена литература советского периода. Во второй части предложено описание эстетических систем, существовавших в литературе 20-х годов. Анализируются романы А. Платонова, О. Мандельштама, Б. Пильняка, М. Горького, Ю. Олеши и др.
1991
Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.
Основные аспекты монографии – литературные центры и периодические издания, расстановка литературных и общественных сил, специфика мировоззренческих и эстетических позиций эмигрантов, представлявших в литературе Серебряного века реализм и модернистские направления, судьбы «сатириконцев», состояние литературоведения и литературной критики.
1990
Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. М., Издательство МГУ, 1990.
Монография посвящена одной из важнейших проблем русской литературы конца XIX — начала XX в. — проблеме художественного раскрытия личности на материале художественных произведений основных литературных направлений этого периода.
Дубровина И., Дубровин А. Канон или канун?: Литература, кино, эстетика. Дух обновления. М., 1990.
В книге рассказывается о классических шедеврах и о произведениях 1980-х гг., о необходимости свободы литературного мышления, об освобождении от застывших канонов.
Фатющенко В.И. Из истории русской лирики (1912–1922 гг.). М., 1990.
Главные объекты исследования – судьба поэта и судьба его лирического мира, лирическое творчество в экстремальных исторических условиях, проблема формирования позиции поэта Серебряного века и раннего советского периода. На большом фактическом материале показаны преемственность и взаимодействие поэзии рубежа веков с последующими ее этапами.
1989
Герасименко А.П. Русский советский роман 60 – 80-х годов (некоторые аспекты концепции человека). М., 1989.
Исследована динамичная система характеров в русском романе второй половины ХХ в., что отражено в главах: «Человек и культ личности», «Спорные вопросы типологии героев в прозе о Великой Отечественной войне», «Деревня в конце 20-х – начала 30-х годов глазами писателей наших дней. Проблема характера», «Концепция человека в романе о современности».
Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. М., 1989.
Книга посвящена жанровой специфике лиро-эпических поэм Есенина, анализу поэтики, истории создания поэм, их роли в мировоззренческой эволюции поэта.
Карпов А.С. Русская советская поэма: 1917–1941. М., 1989.
На большом фактическом материале рассмотрены пути формирования жанра поэмы, роль поэм 1917 – 1941 гг. в развитии ряда тенденций литературного процесса в целом.
1988
Карпов А.С. Маяковский-лирик. М., 1988.
Основной аспект исследования – лирический герой Маяковского. В монографии содержится анализ новаторской природы творчества поэта.
1987
Бугров Б.С. Герой принимает решение (Движение драмы от 50-х годов). М., 1987.
Книга посвящена типологии персонажей и сюжетов русской драмы, обусловленности проблематики текстов и их сценического воплощения общественной ситуацией и авторской позицией.
1985
Дубровина И. Увидеть и понять человека: Кино и внутренний мир личности. М., 1985.
Тема книги – особенности художественного психологизма в кино, образное отражение сознания и подсознания человека.
1983
Кормилов С.И., Хализев В.Е. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
В учебном пособии для вузов представлена несоциологическая концепция мировоззрения писателя, исследованы его характерология, а также художественная изобразительность, философско-историческое содержание, жанровое своеобразие «Войны и мира».
1982
Бугров Б.С. Драматургия: портреты современников. М., 1982.
Основные аспекты исследования – творческая индивидуальность и современность, текст и сцена, идея и стиль.
1981
Бугров Б.С. Русская советская драматургия. 1960 – 1970-е годы. М., 1981.
В книге исследуется поиск жанровых форм, новаторские тенденции и традиции в поэтике произведений, предлагается системный анализ драматургии как творческого и общественного явления.