Кафедральная библиотека

Ничипоров И.Б. Русская литература и Православие: пути диалога в истории и современности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: МАКС Пресс, 2022.

Учебное пособие обращено к истории плодотворного и весьма непростого диалога русской литературы и Православия, который в различные эпохи оказывал существенное влияние на миропонимание писателей и их персонажей, на проблематику, образный мир, стиль художественных произведений. Для студентов-филологов, преподавателей вузов, учителей гуманитарных гимназий, лицеев, школ и всех интересующихся историей отечественной словесности.

Ортодоксы и еретики русской литературы ХХ — начала ХХI веков. Коллективная монография к юбилею профессора Н. М. Солнцевой. М.: МАКС Пресс, 2022.

Настоящая коллективная монография составлена усилиями коллег и учеников Натальи Михайловны Солнцевой. Издание охватывает обширный круг значимых литературных явлений и персоналий как конца XIX и первой половины ХХ столетий (творчество Ф. Достоевского, М. Горького, З. Гиппиус, С. Сергеева-Ценского, И. Шмелева, А. Блока, А. Гайдара, В. Шаламова и др.), так и второй половины ХХ века (наследие Е. Кропивницкого, В. Маканина, П. Санаева, Н. Абгарян и мн. др.). Все изучаемые аспекты в той или иной степени связаны со сферой научных интересов профессора Н. М. Солнцевой, многолетнее творческое общение с которой послужило источником вдохновения для авторов представленных исследований. Создатели коллективного труда преследовали цель отразить глубину и всеохватность научных изысканий своего коллеги и учителя. Каждая из глав так или иначе несет на себе отпечаток богатой и многогранной личности юбиляра, чье имя в литературоведении стало символом не только филологического анализа высочайшего уровня, но и непревзойденного стилистического мастерства.

Русская литература: ХХ век и современность: коллективная монография к юбилею профессора М.М. Голубкова. М.: МАКС Пресс, 2020.

Коллективный труд написан учениками и коллегами Михаила Михайловича Голубкова. В монографии представлен широкий спектр имен и литературных явлений: рубежа XIX-XX вв. и первых десятилетий ХХ в. (творчество М. Горького, Л. Андреева, А. Грина, А. Гайдара, М. Зощенко, В. Маяковского, Ю. Олеши и др.), середины ХХ столетия (наследие А. Солженицына, А. Твардовского, М. Соловьева, В. Быкова, В. Астафьева, В. Солоухина) и современного периода (Ю. Поляков, В. Сорокин, Т. Толстая и др.). Все изучаемые вопросы так или иначе соприкасаются со сферой литературоведческих изысканий проф. М.М. Голубкова. Участники коллективного труда стремились отразить широту научных интересов своего коллеги и учителя, представить в виде глав книги свои разработки тех аспектов, которым юбиляр уделяет наибольшее внимание в своей исследовательской деятельности.

Кольцова Н.З. Творчество Е. Замятина: Проблемы поэтики. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019.

В монографии представлен анализ произведений ярчайшего представителя русского модернизма ХХ века Е.И. Замятина, при этом в поле зрения автора книги оказывается как раннее, так и зрелое творчество писателя, что помогает показать эволюцию его творческих взглядов и выявить универсальные черты поэтики. В книге использованы различные исследовательские алгоритмы, позволяющие рассмотреть проблемы неомифологизма, синкретизма, раскрыть роль математической символики в романе «Мы», проанализировать литературные контексты, с которыми соотнесены как художественные произведения писателя, так и его литературоведческие работы.

От Чехова до Бродского: Эстетические и философские аспекты русской литературы ХХ века: Коллективная монография / Под ред. Г.В. 3ыковой, С.И. Кормилова; сост. Е.А. Коршунова. М.: Издательство Московского университета, 2019.

Книга приурочена к девяностолетию заслуженного профессора филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Л.А. Колобаевой и включает работы коллег и учеников Лидии Андреевны, разделяющих ее исследовательский интерес к проблемам философского смысла литературы и к «чертам физиономии русской литературы ушедшего столетия» в ее художественной целостности.

Михайлова М.В., Назарова А.В. Запечатленная Россия. Статьи о творчестве Евгения Николаевича Чирикова. Open Science Publishing Raleigh, North Carolina, USA, 2018. 208 с.

В коллективную монографию «Запечатленная Россия. Статьи о творчестве Евгения Николаевича Чирикова» вошли статьи сотрудников кафедры профессора М.В. Михайловой и преподавателя А.В. Назаровой, посвященные творчеству одного из известнейших и оригинальных писателей Серебряного века и первой волны русской эмиграции Е.Н. Чирикова (1864 – 1932). В книге освещены разные грани таланта писателя – прозаика, драматурга, публициста, прослежена его творческая эволюция. Предпринятый анализ произведений Чирикова доказывает, что его по праву можно назвать первооткрывателем таких животрепещущих тем современной ему русской литературы, как еврейская ассимиляция, истоки революционной катастрофы 1917 года, роль и место журналистики в формировании общественного сознания и др., а его творческое наследие остается актуальным и для нынешнего российского читателя.

Михайлова М.В. Марксисты без будущего. Марксизм и русская литературная критика (1890-1910-е гг.). М.: Common place, 2017. 662 с.

В книге на материале марксистской литературной критики в России конца XIX — начала ХХ вв. прослеживается идеологическая динамика русского марксизма. Опираясь на принцип самоидентификации критиков как сторонников учения Маркса, М.В. Михайлова рассматривает их литературно-критические взгляды, не отделяя «правоверных» от «еретиков», и демонстрирует живое развитие марксистской идеи. Автор отдельно останавливается на свободной обоюдной критике и нестесненных дискуссиях рубежа XIX-XX вв. В то время литературный марксизм был конгломератом многоликих концепций, но после провозглашения ленинского принципа партийности этому разнообразию пришел конец: отныне марксизм подчинялся догме и существовал в атмосфере морального и политического давления. Автор показывает нереализованные и загубленные задатки марксистской литературной критики в лице ее талантливых представителей — М. Морозова, Л. Троцкого, Н. Чужака и др.

Солнцева Н.М. Репутация куклы. М.: Водолей, 2017. 176 с.

Тема книги – литературные куклы, их традиционное восприятие и современные интерпретации. Куклы – артефакты и источники вдохновения, имитаторы поневоле и самодостаточные андроиды, ключевые фигуры в сюжетах и двойники авторов. В них отражены философемы и скрытые комплексы.
Книга адресована как бакалаврам, магистрантам гуманитарного профиля, так и широкому кругу читателей.

Октябрьская О.С. Формирование и развитие жанровой системы в русской детской прозе 1920–50-х годов. М.: МАКС Пресс, 2016. 248 с.

В монографии прослеживается процесс формирования и развития прозаических жанров русской детской литературы 1920-50-х годов. Автор исследует жанры школьной повести, романа/повести воспитания, рассказа, сказки, а также натурфилософской прозы, литературы о животных и т.д. Книга адресована широкому кругу читателей: специалистам в области детской литературы, преподавателям и студентам филологических специальностей вузов, учителям школ, родителям.

Солнцева Н.М. Крестьянский космос в русской литературе 1900‒1930-х годов: Учебное пособие. М.: Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 2013. 112 с.

В издании рассматриваются мировоззренческие искания и эстетические установки С. Есенина, С. Клычкова, Н. Клюева и других поэтов новокрестьянского направления, чье творчество развилось в годы Серебряного века и представляет собой особый художественный мир в литературе 1920 – 1930-х годов. Пособие предназначено для студентов-филологов, учителей школ, абитуриентов.

Октябрьская О.С. Пути развития русской детской литературы ХХ века (1920-2000-е гг.). М.: МАКС Пресс, 2012. 360 с.

В учебном пособии О.С. Октябрьской отражён непростой и драматичный путь развития русской детской литературы ХХ века, проанализированы крупные произведения классиков детской литературы, рассмотрены яркие авторские индивидуальности. Пособие предназначено для студентов филологических факультетов университетов, для преподавателей вузов и учителей словесников средней школы, а также для родителей.

Солнцева Н.М. Иван Шмелев: Жизнь и творчество. М.: Эллис-Лак, 2007. 512 с.

Книга посвящена творческой и личной судьбе И. Шмелева. Среди героев — И. Бунин, И. Ильин, А. Деникин, К. Бальмонт, А. Карташев, А. Куприн, Б. Зайцев, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Г. Адамович, Г. Иванов, С. Маковский и многие другие. Описаны общественные, эстетические, религиозные установки объединений и групп русской эмиграции, журнальная полемика.

Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века : от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС, 2003.

В пособии освещаются судьбы русской прозы советской эпохи (1920–1950-е годы) в ракурсе преобладающих типов творчества. Рассматривается так называемая «неклассическая» проза, связанная с традициями символизма и авангарда; получает интересную трактовку явление, за которым закрепилось определение социалистического реализма; а также творчество писателей, которые, находясь во внутреннем родстве с представителями «неклассической» прозы или представляя в новых условиях реалистический тип творчества, по стечению обстоятельств обрели репутацию классиков советской литературы. Дано оригинальное прочтение ряда значительных романов ХХ столетия.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: Издательство Московского университета, 2000. 296 с.

Русский символизм представлен в книге как яркое и значительное явление литературы XX века. В монографии исследованы поэзия, проза и отчасти драматургия символистов — Д. Мережковского, З. Гиппиус, И. Коневского, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского и других — в новой интерпретации их творчества.

Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. М., 1998.

Монография посвящена анализу художественного творчества писателя, вокруг имени и образа которого сложилась мифология, самым серьезным образом искажающая его мировоззренческие и эстетические принципы. В книге детально, с опорой на множество конкретных высказываний писателя показан реальный А.И. Солженицын – писатель-полифонист, сторонник подлинного плюрализма, художник-новатор, синтезировавший в своем творчестве лучшие достижения как реалистической, так и модернистской традиций. Особое место в монографии уделено анализу онтологической символики и языка Солженицына.

Статьи

Полезные ссылки