Оказалось, поэт — кто из молнии делает гром


Ермолаева Карина


Опубликовано: https://litrussia.su/2023/11/16/okazalos-poet-kto-iz-molnii-delaet-grom/


Размеренные тихие разговоры то тут, то там. Приглушенный свет. Люстра, освещающая пространство, на вечер ставшее сценой, оставляет на потолке таинственный зеленоватый отблеск. Посетители, постепенно заполняющие зал, рассаживаются парами или по одному за круглые столики. Те, кому не хватило мест за столиками, сидят на боковых красных диванах. Последним, как это ни странно, заполняется первый ряд. Опоздавшие занимают свои места у сцены, и творческий вечер поэта Юрия Татаренко в «Литературном салоне Андрея Коровина» в Булгаковском доме начинается.

Идти вдоль моря, думать в вышину.
Забыть о том, что отпуск — это быстро.
Весь день искать то тень, то тишину. 
Минуту счастья людям надо выстрадать.

Начало стихотворения «Гурзуф» волной разносится по залу. Слова не сливаются воедино, несмотря на плохую акустику, а заполняют собой пространство, заглушая шорохи и редкие разговоры.

Это было 4 октября 2023 года Юрий Татаренко — поэт из Новосибирска, прозаик, журналист, переводчик, критик, актер, лауреат литературных премий имени Саши Чёрного, имени Рождественского, двукратный победитель Волошинского фестиваля (после второй победы организаторы приняли правило, согласно которому авторы не могут становится победителями повторно). Произведения Юрия Татаренко публиковались и продолжают публиковаться в различных литературных журналах— например, в «Арионе», «Авроре», «Дружбе народов», «Плавучем мосту», «Юности» и др.

Юрий Татаренко — большой любитель путешествовать, и во время своего очередного приезда в Москву он представил посетителям творческого вечера три новые поэтические книги, вышедшие за 2023 год в разных городах России: «Плыл февраль» (Уфа, послесловие Дмитрия Воденникова), «Отремонтированный снег» (Москва, предисловие Виктора Куллэ, послесловие Бориса Кутенкова), «Репка Баскервилей» (Новосибирск, сборник иронических текстов автора, написанных за последние двадцать лет). А всего за последние двадцать лет у Татаренко в общей сложности вышли двенадцать книг. Помимо вышеупомянутых, это «Рассвет в формате интервью» (2003), «Дребеденчики» (2004), «Кораблекрушение Солнца» (2006), «Чтонатворительный падеж» (2012), «Грусть винограда» (2014), «В предчувствии лирического шторма» (2016), «В 7-70 утра» (2018), «2 рифмы» (2019), «Новости-бирск» (2020). Также Юрий Татаренко – автор семи пьес и около 500 интервью с людьми искусства, песен к спектаклям томских театров, Томской государственной филармонии и телепрограммам ВГТРК «Томск».

Названия трем последним сборникам дали строчки из входящих в их состав стихотворений. «Пленэр в Крыму» завершается так: «Раскрыл окно — как будто сдал экзамен, / Расправил грудь, как греческий герой… / И плыл февраль у нас перед глазами. / И выстужался домик под горой». Последняя строка стихотворения «Импровизатор» дала название сборнику «Репка Баскервилей»: «Рыдания едва остановили… / И вот уже малютка в полусне. / И мама папу спросит в тишине: / — Ты что читал ей?!? / — «Репку…Баскервилей…». А названием сборника «Отремонтированный снег» стала строка из произведения «8 марта»: «Стук колес. Весна доедет. / Снег отремонтирован». Хорошо, когда название книги вызывает эмоции, желание раскрыть ее и прочитать, и с этой задачей заглавия Юрия Татаренко справляются на отлично.

В зале в этот вечер собрались слушатели разных возрастов и литературных вкусов. Кто-то очевидно забрел на мероприятие случайно и впервые услышал имя автора («Не понравится — уйдем», — слышалось в зале перед началом творческого вечера, однако никто не покинул своих мест до самого конца), кто-то пришел на презентацию книг целенаправленно и активно задавал уточняющие вопросы по поводу сборников, названий стихотворений и отдельных строк, а кто-то молчал и внимательно слушал. И хочется отметить, что авторское чтение стихотворений было отнюдь не монотонным, а довольно эмоциональным, на чем сказался как богатый опыт участия поэта в различных фестивалях, форумах и поэтических турнирах, где произведения чаще звучат, так и актерское образование, и игра в театре. Презентация книг прошла на одном дыхании. А после презентации первого сборника послушать стихотворения вышел кот Бегемот, дополнив своим присутствием уютную атмосферу вечера.

Творческий вечер проходил в свободном формате, чтение стихотворений из трех сборников перемежалось с вопросами зрителей из зала и комментариями автора по поводу содержания сборников, истории создания некоторых текстов, описаний различных городов, событий и фамилий, встречающихся в произведениях. Так, посетители узнали, что поэт не придерживается какой-то одной стратегии для создания произведений, рождаются они по-разному, но первой из стихотворения «Внутренний монолог» автору пришла на ум последняя строка:

Утро — tomorrow. Питер. Бродилово.
Город раздроблен на тысячи луж.
О приключениях Виктора Зилова
Думать не хочется. Хочется в душ.
Толпы на Невском. Пустая Гончарная.
Окна имеют друг друга в виду.
Если в «Звезде» этот стих напечатают,
Я подарю тебе эту «Звезду».

Как насыщенна и разнообразна профессиональная деятельность отметившего в этом году 50-летний юбилей Юрия Татаренко! Перед своим творческим вечером успел взять интервью у главного балетмейстера Театра сатиры, а на следующий день отправился в Переделкино к коллегам-писателям… Разнородна по интонации, содержанию и форме его лирика. Короткие силлабо-тонические стихи сменяются верлибрами и короткими хокку («мне не до меня / это и есть / русская жизнь», «остановились часы / времени нет их починить», «тёща весит 200 килограмм. / самое тяжёлое у тёщи — / характер…»). Нежные, трепетные стихотворения о любви соседствуют с бойкими ироничными текстами, а размышления над вечными вопросами перемежаются с сиюминутными наблюдениями, как в стихотворении «Одиночка»:

Вроде жив. И вроде бы здоров.
На тарелке — что-то вроде счастья.
Дождь прошел. Предбанник полон дров.
Всё в порядке. Но не обольщайся.
Чемпионский список утвержден.
Гравировка есть на лунном диске…
Ты поэт — а значит, осужден
На стихи без права переписки.

Коснулся Юрий Татаренко на вечере вопроса не только о том, как стихотворения создаются, но и о том, как они дальше редактируются. А редактуре подлежит все. Как отметил автор, его этой мысли научили в театре, ведь «хороший спектакль не раньше десятого». Также от театра, вероятно, и то, что некоторые стихотворения можно отнести к ролевой лирике с персонажами и простроенным сюжетом (так, героиня стихотворения «Кусочек мая» — студентка филологического: «Чулки. Родителям вранье. Конспектов залежи… / Куда страшнее для нее экзамен завтрашний. / И не пугает, а смешит в парнях застенчивость. / И добрались карандаши до прозы Сенчина», «Не тот, не там погашен свет – момент трагический. / Как нелогичен факультет филологический».).

Юрий Татаренко рассказал, что обычно возвращается к стихотворениям как минимум дважды: «по горячим следам» и через месяц. И если после правки «по горячим следам» в стихотворении может измениться эпитет, сократиться строка, то через месяц произведение часто ждет более серьезная редактура. И даже она не конечна. На вечере автор порой обсуждал со слушателями отдельные строки своих произведений, советовался, насколько удачным или неудачным было его решение. Творческий процесс, как известно, не имеет конца.

Очень много стихов пишется в поезде, в самолете ничего не пишется, — поделился со слушателями автор. И в сборниках, представляемых на творческом вечере, было много стихотворений, написанных в поезде и о поезде («Осенний плацкарт», «Сон», «Перекати-поле», «Четыре чая в первое купе», «Этапы малого пути» и др.). А тот же день, когда проходил творческий вечер и презентация книг Юрия Татаренко, в «Литературной газете» вышла рецензия Романа Сенчина на книги, которые он все лето провозил с собой. Одной из них была «Репка Баскервилей».

В стихотворениях Юрия Татаренко четко определены пространственные и временные координаты, внимательное отношение к месту и времени, наверное, характерно для заядлых путешественников («А что у нас с тобой?»: «А что у нас с тобой? / Наверное, Арбат. / Про Лиговский проспект / Ему ни слова, ладно?»). Отзвуки размеренного стука колес слышны в ритме стихотворений автора («Тра-та-та, тра-та-та, тра-та-тушки — / Пританцовывал поезд ночной / И вжимались в Россию избушки / После слов: “Ну еще по одной”»). А сам лирический герой часто занимает позицию, сходную с ролью пассажира поезда, наблюдающего и осмысляющего все увиденное и услышанное, он не зацикливается на чем-то одном, а ненадолго задерживается на мысли, фиксирует ее, встраивает в один ряд с другими и едет дальше.

Возможно, потому стихотворения Юрия Татаренко тяготеют к малому объему. Ничуть не теряя в глубине содержания, они охватывают широчайший спектр тем. Каждое произведение — одна из остановок, а какова конечная станция — большой вопрос, но не проблема. Лирический герой Юрия Татаренко явный оптимист, его взгляд легок, но не поверхностен, а потому путешествие по поэтическим сборникам автора особенно приятно и увлекательно. И даже литературное творчество для лирического героя связано не с болезненными метаниями, мучительными поисками, оно — нечто естественное, дарящее гармонию и спокойствие, позволяющее реализовать заложенный в себе потенциал. А потому в стихотворении «Немосковское лето» поэт сравнивается с безмятежным облаком:

Мне казалось всегда,
Что поэты сродни облакам:
Тише, медленней птиц, 
Но улечься в теньке – не судьба. 
Чистый лист для поэта
Полезней ведра молока.
Синеве безразлична
Твоя полнота-худоба.
Облакам все равно,
Что творилось на влажной земле.
Никогда, ни за что
Не поместится облако в гроб.
Я-то думал,
Поэт — кому вечно нужны сто рублей.
Оказалось, поэт — кто из молнии делает гром.

И когда поздним вечером зрители постепенно покидали литературный салон Андрея Коровина, последние строки стихотворений все еще висели в воздухе.