Никифорова Полина Михайловна
Опубликовано: https://litrussia.su/2022/12/31/mmkya-2022-prezentaciya-knigi-mihaila-golubkova/
В 2022 году состоялась юбилейная, тридцать пятая, Московская Международная Книжная Ярмарка. Это одно из самых ярких книжных событий года. За четыре дня ярмарки, расположившейся в Гостином Дворе, состоялось более трехсот пятидесяти мероприятий.
Участники представили книжные новинки различных жанров (например, Ю. Поляков рассказал о вышедшем продолжении романа «Совдетство» — «Совдетство 2. Пионерская ночь»), состоялись многообразные дискуссии (так, Алексей Сальников и Вера Богданова вступили в открытый диалог на темы: «Откуда берутся сюжеты», «Свободен ли писатель от истории», «Может ли жизнь быть фантастичнее сюжета книги»), публичное чтение книг (Е. Редько читал главы из романа А. Варламова «Душа моя Павел»). На мероприятии подвели итоги конкурса «Книга года». Он проводился по одиннадцати номинациям, среди которых «Проза года» (Д. Данилов, «Саша, привет!»), «Поэзия года» («В. Костров, «Открытое окно»), «Поколение Некст» (Е. Рудашевский, «Истукан»), «HUMANITAS» (А. Варламов, «Розанов»).
В последний день ММКЯ состоялась презентация книги профессора, литературоведа, заведующего кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса МГУ имени М.В. Ломоносова М. Голубкова «Зачем нужна русская литература? Из записок университетского словесника» (М: Прометей, 2021).
Книга являет собой обширное исследование современной русской литературы, осмысление путей ее развития на протяжении XX–XXI веков. Это не просто сборник статей разных лет, а попытка собрать воедино представления и размышления о значимости русской литературы с точки зрения разных аспектов: эстетического, исторического, нравственного. Уже во введении автор подробно анализирует роль литературы и проблемы, с которыми она столкнулась в современном мире. Литература на протяжении XIX-XX веков была выразительницей констант национальной жизни, а в настоящий момент «утратила свои важнейшие социально-психологические функции, среди которых формирование национального взгляда на мир, манеры чувствовать и думать».
Для современного человека литература перестала быть духовным ориентиром, она стала способом развлечения и проведения досуга. По мнению М. Голубкова, утрата литературоцентризма вызвала культурный вакуум, который, к сожалению, нечем заполнить. С этой мыслью невозможно не согласиться. Плачевное состояние современного литературного процесса наиболее ярко выражено в отсутствии качественной критики, которая бы могла возродить жизнь литературную и открыть «второе дыхание» у читателя, обратив его взор на действительно ценные книги.
Автор монографии выделяет в литературном процессе те аспекты, которые кажутся ему наиболее значимыми. Так, в первой главе рассматривается период 20-30-х годов XX века: анализируются взгляды писателей (А. Блока, М. Булгакова, В. Маяковского) на главное событие начала века – революцию. Вторая глава дает четкое представление о периодизации литературы XX-XXI веков. Выделяется четыре периода, определяются их границы, причины перехода от одного к другому (внешние и собственно литературные). Автор подробно останавливается на изменениях в литературном квартете «писатель-читатель-издатель-критик», причиной которых становится утрата литературоцентризма.
Писатель потерял прежний статус, критик перестал сопровождать читателя, открывая ему новые тенденции, читательская среда сузилась и атомизировалась. Третья глава представляет анализ литературы с иного ракурса: М. Голубков обращается к писателям, находя неочевидные сближения (так, находятся точки соприкосновения между М. Горьким и А. Солженицыным, Ю. Поляковым и А. Солженицыным). Четвертая глава сужает литературное пространство еще больше, на это указывает ее название – «Опыт монографического анализа». Автор предлагает анализ романов В. Набокова («Защита Лужина»), А. Солженицына («В круге первом»), Ю. Полякова («Любовь в эпоху перемен»). Книга, без преувеличения, становится новым словом в изучении литературного процесса современности.
Презентация книги собрала множество любителей литературы. Участниками встречи, помимо самого автора, стали С. Матросов, генеральный директор издательства «Прометей», писатель Ю. Поляков, и, конечно же, сами читатели. М. Голубков поблагодарил издателя за его отношение к книге, которая становится поводом не только для встреч на бумаге, но и для живых обсуждений, что и произошло на ММКЯ.
Автор воспринимает литературу как важнейшую форму накопления национально-исторического опыта. Откуда читатель узнает, какие поступки совершали люди, жившие столетия до нас, как понимали свое место в истории, какие ценности и взгляды исповедывали? Конечно же, через литературу: «Литература – это та сфера, через которую нация накапливает смыслы своего существования, это та сфера, в которой формируется, аккумулируется опыт людей, которые жили до нас, это сфера накопления смыслов национального бытия». Именно это становится ключевой идеей всей книги.
Автор обрисовывает круг проблем, которые анализируются им в представленной монографии. Во-первых, писательская репутация, то, как она складывается, иногда драматически, иногда комически. Важно помнить о том, что репутация не равна автору, о чем свидетельствуют творческие пути писателей, которые на первый взгляд кажутся антиподами, но в действительности имеют некие точки пересечения. Например, М. Голубков пытается показать общность М. Горького и А. Солженицына (писатель не включил М. Горького в «Литературную коллекцию», что, вероятно, указывает, что он не видел в М. Горьком крупного художника, воспринимал его лишь как казенного советского писателя). Во-вторых, периодизация. Её роль состоит в том, чтобы продемонстрировать, как мы воспринимаем литературу, какие явления нам кажутся значимыми. В связи с этим автора интересует вопрос о современной литературе, которая представляется ему специфическим периодом, имеющим начало, но принципиально не завершенным.
Ю.Поляков в своем выступлении отметил особую роль издателя в появлении гуманитарных книг, смелость С. Матросова, издавшего, в частности, сборник «Проклятые критики». Упоминание этой книги открыло новый виток дискуссии. В понимании автора монографии, это не новая критика, как позиционируют себя авторы сборника, а не вполне удачная попытка группы людей разгромить известных авторов и их произведения. Сборник, по мнению М. Голубкова, спорный и провокативный, что и вызывает интерес к нему. Ю. Поляков же считает, что это критика, направленная против лукавого навязывания читателю заведомо плохого текста, «раскрученного» той или иной окололитературной группой, занятой дележом разнообразных литературных премий.
С. Матросов подробно рассказал о политике издательства, которая претерпела ряд изменений. В 2000-е годы издательство ориентировалось на публикацию образовательной литературы. Новая же команда выбрала иной путь – сочетание разных сегментов, с особым упором на гуманитарные книги.
Читатели тоже не остались в стороне. Их интересовал вопрос о сравнении разных авторов: на каких основаниях оно построено? М. Голубков отмечает, что его внимание привлекли авторы-антиподы, у которых на самом деле, много совпадений, и в этом проявляется новая мысль: «Чем различнее, тем интереснее». Читателю было интересно узнать об отношении писателя к критику. Ю. Поляков подчеркнул ценность и необходимость объективной и доказательной критики для творческого роста автора: «Благодаря этому ты видишь себя глазами умного, понимающего литературу и природу художественного текста человека, и он видит твои какие-то недостатки, видит, что у тебя хорошо, что плохо». Но такой критики сейчас почти нет, но на помощь приходит литературоведение, о чем и свидетельствует книга М. Голубкова. Автор монографии, в свою очередь, отметил, что литературовед имеет преимущество перед критиком: он не принадлежит ни одной литературной группе, свободен в выборе своих интересов, и в этом – одна из основ профессиональной этики.
Презентация книги М. Голубкова стала отличной возможностью увидеть литературный процесс изнутри, услышать мнения разных его участников: критика и литературоведа в лице автора монографии, писателя, издателя. Путь современной литературы тернист, но векторы ее осмысления намечены участниками встречи.