Влад Бойко
Опубликовано: https://litrussia.su/2023/12/27/krugom-vragi-odin-ya-voin-v-pole/
Мысли как я, говори как я, слушай меня, и мы подружимся. Нас ждут великие дела, мы новый мир построим… Но когда-нибудь потом. А если не согласен с тем, что Бродский бездарь, Шмелев коллаборант и фашистский подпевальщик, если в глазах не горит фанатичный огонь ортодоксального марксиста – враг, враг и предатель! Не читай Библию, читай Ленина – он новый Бог, новый Христос, новая вера. Думай, как я, и больше никак. Именно такой диалог со своими подписчиками ведет известный в левых кругах блогер Константин Сёмин.
Константин Сёмин – российский журналист, телеведущий, блогер, режиссёр-документалист, публицист и музыкант. Бывший ведущий авторской программы «АгитПроп» («Агитация и пропаганда») на телеканале «Россия-24», ведёт одноименный канал на YouTube. Является автором песен и исполнителем музыкальной группы «Джанни Родари».
Публицистическая деятельность Сёмина впечатляет. На его авторском канале в YouTube можно найти агитационный материал на любой вкус. Вот некоторые его рубрики: «новости», «по живому», «письма», «злоба дня». Особый интерес для любителей литературы представляют его рубрики «изба-читальня», «поэзия и творчество». Все рубрики автор ведет самостоятельно, и служат они лишь для одной цели – агитации и пропаганды марксистско-ленинских идей. Блогер утверждает, что для него полем боя является не просто информационное пространство, но и сама культура от музыки до литературы. Он уверен в том, что ленинские идеи актуальны и сегодня. По его мнению, буржуазия активно использует культуру, литературу в противостоянии друг с другом. Блогер утверждает, что татарская, украинская, русская и другие культуры используются для того, чтобы столкнуть народы друг с другом за финансовые интересы «эффективных собственников».
В «избе-читальне» автор подбирает и зачитывает тексты, которые могут подходить под новостную повестку дня. Большинство текстов принадлежат перу российских писателей. Представлены как художественные тексты, так и мемуары. Блогер разбирает и зарубежных писателей, интерпретирует их в контексте классовой борьбы. Конечно, не обходится и без чтения некоторых статей В. И. Ленина. Так, например, реагируя на дебаты и споры со своими идейными противниками, Сёмин использует рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Видео, в котором блогер зачитывает рассказ известного писателя, называется «Чехов – охраноте». Произведение Сёмин адресует тем, кто «пытается и размахивать красным флагом, и одновременно съесть пригожинские печеньки». Журналист называет А. П. Чехова своим давним и верным союзником. 2021 учебный год автор «АгитПропа» начинает с рассказа М. А. Шолохова «Родинка». Перед чтением рассказа блогер предлагает гнать мокрыми тряпками всех тех «литературных власовцев», которые сомневаются в том, что М. А. Шолохов – автор «Донских рассказов». Сёмин восхищается искусством писателя, особенно тем, как он в малой форме смог изобразить трагические моменты Гражданской войны. Но если же Сёмину попадется автор, который не является коммунистическим адептом, то он, в лучшем случае, окажется просто не замечен.
Многие стихи и рассказы, которые зачитывает Сёмин, посвящены военной и революционной теме. Журналист убежден, что наступит Третья мировая война. По его мнению, творчество некоторых писателей особенно актуально и сегодня. Так, в одном из видео в рубрике «поэзия и творчество» автор зачитывает стихотворение В. Маяковского «Вам!» без каких-либо комментариев:
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Как и в вышеупомянутом случае, в некоторых видео из этой рубрики просто зачитываются какие-либо стихи без указания авторства. Возможно, какие-то из них выдуманы самим Сёминым. Помимо поэзии, в рубрике автор разбирает музыкальные произведения, их тексты, связанные с его идеологическими взглядами.
Но рассуждения Сёмина о литературе не заканчиваются упомянутыми рубриками. Гораздо интереснее читать его страницы в социальных сетях. Там можно найти немало высказываний о писателях и литературе. Отбор текстов Сёмина политизирован и напоминает напоминает о советском времени, когда литературная критика взяла на себя политические функции проводника партийной позиции, политического контроля, и давала писателю вид на жительство в литературе. Литературную позицию Сёмина можно сравнить с «рапповской дубинкой», которая обрушивается на головы писателей, не исповедующих марксистскую ортодоксию в сёминской интерпретации.
Приведем пример. На юбилей двух великих литераторов прошлого столетия – Михаила Шолохова и Иосифа Бродского – Сёмин сказал следующее: «Два конкурирующих юбилея: Шолохова и Бродского. Про первого теперь почти ничего, зато второй облизан. Первый – гений, созидатель, титан. Второй – бездарь и паразит, востребованный только для того, чтобы оскорбить и унизить дело жизни первого».
К Бродскому можно относиться по-разному: можно считать его талант и славу преувеличенными и раздутыми; можно считать, что Нобелевская премия была ему присуждена по политическим мотивам; можно даже, подобно Лимонову, называть Бродского «бухгалтером от поэзии» — но объявлять его «бездарем»… Товарищ Сёмин явно перешел черту, отделяющую идеологические выпады от примитивного бытового хамства. Блогер неоднократно повторял в своих выступлениях, что он всего лишь пропагандист. Эстетические критерии (а можно ли политические убеждения назвать эстетическим критерием?) у него просты: если писатель не курит фимиам советской власти, то он «бездарь и паразит».
Бродского, безусловно, нельзя назвать большим поклонником советской власти: он был судим за тунеядство, был вынужден эмигрировать. Очевидно, что просоветских стихов у него днём с огнём не сыщешь, как и антисоветских. Писатель не виноват, что буржуазия подняла его имя на свои знамена. Думается, что Бродский не хотел быть орудием какой-то идеологии. Интереснее же всего то, как товарищ Сёмин отвечает на комментарии: «прибежали дегенераты, защищающие «поэта» Бродского». Блогер заявил, что «не испытывает никакого желания знакомиться [с творчеством Иосифа Александровича. – В.Б.] подробнее». Высказывания Сёмина напоминают некогда известную фразу «я Пастернака не читал, но осуждаю». Напомним, что автор «Доктора Живаго» тоже был гоним ортодоксальными партийцами. Пастернак даже был вынужден отказаться от Нобелевской премии.
Безусловно, на все это можно ответить простым обвинением: эти писатели — заклятые антисоветчики. Но вспомним о том, что в результате фанатизма травле подвергались даже самые преданные сторонники марксистско-ленинских идей, такие как Горький и Маяковский. Стоит ли упоминать Шаламова, Мандельштама и других? Мандельштам, например, умер от тифа в пересыльном лагере. Сложно назвать их всех антисоветчиками. Да, быть может, кто-то из них был «не пролетарского происхождения», как Маяковский, кто-то осуждал некоторые пороки и перегибы революции, но стоит ли их за это записывать во враги, гнобить? Наконец, те самые эмигранты, враги, которые вроде бы не должны были питать особой любви к советской власти – тот же Лимонов или Зиновьев – выступили против перестройки, а творцы, которые не пережили ни репрессий, ни ссылок и были усыпаны государственными наградами, так быстро «переобулись». Правоверный коммунист Роберт Рождественский, писавший патетические стихи о том, что «не изменю флагу цвета крови моей», в 93-м уже подписывался под печально известным «письмом 42-х», в то время как эмигрант Лимонов лежал под шквальным огнём в Останкино.
Сёмин идеализирует СССР, что равнозначно другой крайности – его демонизации. Коммунистический фанатизм блогера может вызвать точно такое же отторжение, как и либеральный фанатизм. Шолохов не писал о войне «хороших красных» и «плохих белых». Он описывал трагедию расколотого народа. Следуя логике Сёмина, нужно отказаться от творчества известных писателей, таких как Шаламов, Лимонов, Бродский, ведь у них были проблемы с советской властью. Проблема современной литературы не в выборе между нашим наследием, а в том, что общество отказывается как от Шолохова, так и от Бродского в пользу Дани Милохина или Вали Карнавал. Все меньше и меньше читающих людей, и в этом настоящая трагедия. Думается, что, если всех фанатично сортировать классовой линейкой, без человечности, если всем вешать ярлык врага народа, то можно остаться одному на поле классовой борьбы.