Екатерина Борисовна Скороспелова

(10.03.1934–28.01.2019)

Специалист в области истории русской литературы XX в.

Отец Екатерины Борисовны, Борис Васильевич Балясников, офицер русской армии (1914–1917), инженер-изобретатель, создатель искусственного волокна, был репрессирован в декабре 1934, попав в «кировский поток». В 1937 в Сиблаге НКВД ИТЛ-3 обвинен в «контрреволюционной агитации» и расстрелян. Мать, Мария Ивановна Скороспелова, мечтала стать актрисой; в 1927 успешно сдала экзамены в Щукинское высшее театральное училище, но не была зачислена в студенты отборочной комиссией как «социально чуждый элемент», дочь преуспевавшего до революции промышленника. Всю жизнь работала чертежницей.

Е.Б. Скороспелова окончила московскую  ср. шк. № 498 с золотой медалью в 1951 и поступила на русское отделение филологического факультета Московского университета; училась в семинаре Л. И. Тимофеева. Закончив Московский университет (1956), работала в Тиранском гос. университете в Албании, а в 1958 вернулась и поступила в аспирантуру на кафедру истории русской советской литературы к А.И. Метченко. Закончив аспирантуру, осталась на кафедре. Кандидатская диссертация «Проблема характера в русской советской прозе первой половины 20-х годов» (1969) стала основой монографии «Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов» (1976), в которой рассматриваются проблемы дифференциации в литературном процессе 1920-х годов, когда выявился широкий спектр литературных направлений, альтернативных утверждавшемуся в этот момент соц. реализму. В 1986 защитила докторскую диссертацию («Жанровые аспекты развития советской прозы первой половины 20–30-х годов. Судьбы романа»), с 1989 являлась профессором кафедры истории русской литературы ХХ века. Вышедшая в 1985 в изд-ве Московского университета кн. «Русская советская проза 20–30-х годов» посвящена судьбе русского романа советского периода в условиях официального предпочтения героической поэтики. Екатерина Борисовна выявила условия, в которых роман, лидировавший в русской и мировой литературе на протяжении более ста лет, не только отстоял право на самостоятельное существование, но и, вступив в сложные отношения с героической жанровой тенденцией, пережил глубинные изменения, обрел новые стимулы и формы развития, что привело к обогащению традиционной романной структуры, повлекло за собой появление новых форм присутствия личности в произведении (введение в качестве существенной опоры повествования воспринимающего сознания, лиризация эпического повествования, его лейтмотивность), благодаря чему роман сумел сохранить статус ведущего жанра.

Е.Б. Скороспелова активно работала над подготовкой научных изданий произведений «возвращенной литературы»: являлась составителем и автором предисловия к избранным произведениям Е. И. Замятина (1989); произведениям Е. Л. Шварца, Ф. В. Гладкова, А. С. Грина. Издала монографию «Русская проза XX века: от А. Белого („Петербург“) до Б. Пастернака („Доктор Живаго“)» (2003), в которой впервые в современной науке была предложена целостная концепция литературного развития первой половины столетия.

Е.Б Скороспелова читала общие и специальные курсы по истории русской литературы XX в. и литературно-художественной критики, вела спецсеминары «Русский рассказ 1920-х годов», «Русский роман XX века», «Историко-культурные истоки творчества русских писателей XX века»; принимала активное участие в разработке новых программ по истории русской литературы советской периода и литературно-художественной критики; была автором программы «Введение в изучение русской литературы XX века». Под ее руководством был подготовлен ряд кандидатских диссертаций. Ученики Скороспеловой выпустили сб. «Проблемы неклассической прозы» (2003), посвятив его своему учителю.

28 января 2019 г. Екатерины Борисовны не стало. Добрый и чуткий человек, заботливый и требовательный учитель, глубокий и серьезный ученый, чьи работы хорошо известны в научном мире, навсегда осталась в сердцах не только участников своего большого семинара, куда на равных правах входили и аспиранты, и второкурсники, но и многих-многих своих учеников, уже давно работающих в той научно-педагогической сфере, двери в которую распахнул им их учитель. У Екатерины Борисовны было два качества, которые ее ученикам далеко не всегда и не в полной мере удалось унаследовать: невероятная требовательность к себе и столь же сильная, подчас странная и непонятная, со сторонней точки зрения, неудовлетворенность сделанным. Трудно представить этого человека почивающим на лаврах, уверенным, что ее труд (журнальная статья, доклад на конференции, глава в учебнике, книга) совершенен и не нуждается в доработке, исправлении, правке… Как раз наоборот! Сколько удивления (а подчас и недоумения!) вызывало у редакторов желание Екатерины Борисовны в очередной раз забрать уже, казалось бы, абсолютно выверенную, готовую к публикации рукопись – для новой переделки, подчас совершенно радикальной! В этом, на первый взгляд, малозначительном штрихе проявлялось постоянное движение научной мысли, постоянное развитие исследовательских гипотез и концепций, все более и более насыщенных и глубоких, которыми она щедро одаряла своих многочисленных учеников.

Публикации