Лятифа Нагиева
Опубликовано: https://litrussia.su/2025/06/25/doletit-li-aviator/
20 ноября 2025 года состоится премьера фильма «Авиатор» с Александром Горбатовым и Константином Хабенским в главных ролях по одноименной книге Евгения Водолазкина, чье творчество занимает важное место в современном литературном процессе. Интерес к его произведениям с каждым днем только возрастает, причем не только у русской аудитории, но и у иностранных читателей. К сожалению, его творчество привлекло внимание и недобросовестных режиссеров, желающих сделать очередную коммерческую историю, щедро приправленную сомнительными спецэффектами и пустой зрелищностью.
Книга увидела свет в 2016 году, и её увлекательная история словно сама просилась на большой экран. Поэтому, услышав о грядущей экранизации, я восприняла эту новость с искренней радостью. Увы, после просмотра трейлера восторг быстро сменился разочарованием. И вместо обещанного и ожидаемого полета «Авиатор» скорее напомнил нелепое падение. Ведь от оригинального текста остался лишь смутный след — узнаваемое название и общие контуры фабулы.
Напомню сюжет книги. Главный герой — Иннокентий Платонов был обвинен в убийстве соседа по коммунальной квартире и отправлен на Соловки. Понимая, что в лагерных условиях ему не выжить, он согласился на эксперимент по замораживанию с целью последующей разморозки в «Лаборатории по замораживанию и регенерации» ОГПУ. Эксперимент оказывается успешным, и после десятилетий нахождения в жидком азоте герой воскресает в 1999 году в Петербурге, с воспоминаниями, которые едва достигают 1930-х годов. По мере того как он пытается выяснить, что с ним произошло, личные воспоминания постепенно возвращаются и складываются в одну цельную картину. Платонов размышляет о ответственности, высшей справедливости, существовании Бога, вине, покаянии, преступлении и наказании. Ему предстоит пережить потерю близких, привычного времени и научиться жить в новых условиях.
Теперь перейдем к трейлеру. По книге Иннокентий — художник, и это весьма значимо. Как творец, он по-особенному чувствует и воспринимает происходящее вокруг, глубже и ярче. И символично, что после разморозки Платонов утрачивает свою способность рисовать, а после некоторых событий (не скажу каких, чтоб не спойлерить) этот таинственный запрет на творчество снимается. Авторы адаптации, видимо, посчитали зрителя неспособным уловить тонкие метафорические смыслы оригинала. И видимо, идея объяснить, почему герой, никогда не летавший, носит имя Авиатор, показалась сценаристам чрезмерно сложной задачей. Поэтому они поступили проще — сделали Платонова реальным авиатором, прямым учеником авиаконструктора Николая Жуковского. Конечно, подобное упрощение нарушает целостность образа, но, допустим, что это ещё терпимая несостыковка.
Просыпается герой в 2025 году, что снова не вяжется с сюжетом книги, но бог с ним. Подобная временная привязка явно продиктована желанием авторов придать происходящему особую актуальность для современной публики. Но что мне показалось чудовищным, так это любовная линия, столь невинно и трогательно представленная в книге и так опошленная в фильме. По сюжету романа, очнувшись в современности, герой видит, как умирает его возлюбленная Анастасия, и тяжело переживает потерю. Позже он встречает её точную копию — внучку Настю. Для него она становится символом продолжения любимой. В фильме, чтоб добавить скандалов, интриг и расследований, герой, проснувшись после заморозки, влюбляется в жену своего лечащего врача Гейгера. И для пущего драматизма врача и пациента сталкивают в любовном поединке.
А ещё, что пока кажется просто странным: в сюжет вплели нового героя — миллиардера Желткова, который хочет, чтобы его заморозили и он, как Иннокентий, очнулся в другом столетии. Пока непонятно зачем, но сценаристы, возможно, это как-то интересно раскроют уже непосредственно в фильме.
Меня неприятно удивило отношение режиссёра к проекту. Изначально сценарий писал Юрий Арабов, на мой взгляд, великий гений, работавший с Александром Сокуровым и выпустивший настоящие кинотворения. Завершить работу над фильмом Арабову не удалось — он ушёл из жизни после долгой болезни. И тогда генеральный продюсер Сергей Катышев обратился к Егору Кончаловскому с предложением продолжить дело Арабова. Увы, Кончаловский решил, что сценарий надо дорабатывать, сделав его более зрительским, придав большую динамику и объем. На мой взгляд, эта инициатива стала серьёзной ошибкой, ведь попытка угодить широкой аудитории разрушила глубину и художественную ценность фильма.
Пока Егор Кончаловский в интервью делится правильными мыслями о важности передачи эмоций и атмосферы романа при экранизации, трейлер его будущего фильма, к сожалению, демонстрирует что ничего из обещанного сохранено не было. Думаю, главным образом неудача экранизации будет связана с тем, что режиссёр ознакомился с текстом лишь после поступления предложения снять фильм. Здесь нет страсти и вдохновения художника, жаждущего воплотить своё видение. Нет трепета от первоисточника и подлинного желания адаптировать произведение, сохранив всю полноту его художественной ценности. Вместо этого мы видим попытку адаптировать в удобный сценарий книгу, которую режиссёр, судя по трейлеру и его словам, прочитал поверхностно и не до конца понял.
В этом же интервью у Кончаловского спросили, не страшно ли было браться за экранизацию такого востребованного произведения. Режиссёр невозмутимо парировал, мол, ни капли страха не испытал и не испытывает вовсе. Так как некогда отец дал ему такое напутствие, цитирую: «Тебя же не выпорют на Красной площади прилюдно. Скажут — ну да, не получилось; и всё».
И вот совет, с одной стороны, хороший, а с другой, думаю, страх, пожалуй, всё же необходимая эмоция творческого человека. Ведь именно страх заставляет искать совершенства, мучительно шлифовать каждую деталь, страх пробуждает чувство ответственности за результат. Может, Кончаловскому всё же следовало хотя бы чуть-чуть почувствовать этот трепет?
По трейлеру «Авиатор» рискует стать очередным примером неудачной адаптации, где стремление угодить массовому зрителю затмило уважение к исходному материалу. Съёмочная группа попросту сделала ставку на внешнюю привлекательность сценария, пожертвовав глубокими смысловыми слоями и сложностью персонажей. Возможно, подобный ход оправдан маркетинговыми соображениями, но вызывает чувство досады у тех, кто дорожит оригинальным текстом и ждёт от фильмов большего, нежели поверхностного развлечения. Остаётся надеяться, что финальная версия лучше, хотя пока надежды выглядят весьма призрачными. Вопрос остается открытым: долетит ли этот «Авиатор» или рухнет, оставив разочарование и сожаление?