Бугров Борис Семенович

(08.02.1936–05.03.2002)

Доктор филологических наук (1987), профессор (1992), заведующий кафедрой истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ (1996–2002). Ученый секретарь диссертационного совета по специальности «Русская литература» и «Литература народов СССР» (1984), председатель специализированного совета по специальности «Русская литература», «Теория литературы», «Литература народов России» (1996). Член Союза писателей России (1992). Опубликовал около сотни научных работ, первая из которых датирована 1960 г., а последняя – 2002.

Сфера научных интересов Бориса Семеновича Бугрова была связана с историей русской драматургии всего ХХ столетия – от Серебряного века, от драмы символистов до современности. Профессиональный интерес к драме определился к моменту окончания филологического факультета МГУ (1958): уже дипломная работа пролагала путь к кандидатской диссертации, написанной на тему «Судьбы критического реализма в русской драматургии начала ХХ века» под руководством А.Г.Соколова. Борис Семенович защитил ее в 1964 г. Докторская диссертация «Русская советская драматургия 1950-70-х годов: основные тенденции развития» была защищена 1987 г. Его последняя книга, посвященная одному из самых глубоких и трудных авторов рубежа веков «Леонид Андреев. Проза и драматургия», вышла в издательстве МГУ в 2001 г. Увидев экзистенциальную проблематику творчества Андреева, Б.С.Бугров обратился к феномену личности, «оказавшейся один на один с «проклятыми вопросами» бытия», и Леонид Андреев предстал в его трактовке как автор, исследующий «нравственно-психологические «улики» зла во «вселенной» человеческой души». В последние годы его привлекал по преимуществу Серебряный век: изданный им в 1996 г. двухтомник пьес русских символистов «Дар мудрых пчел» предварялся глубокой статьей «Двойное бытие», само название которой точно и емко определяло характер символистского миропонимания. Но все же наиболее личностной его книгой была та, что он назвал «Герой принимает решение. (Движение драмы от 50-х годов)» (1986): в ней история русской драмы середины века сплавлялась с историей взросления и становления ее автора, современника тех явлений, о которых он писал. Становления как человека, как ученого, как учителя своих учеников, кандидатов и докторов филологических наук. Прошедший через диссертационный совет новоиспеченный кандидат или доктор мог ощутить себя его учеником: бессменный с 1984 г. ученый секретарь, с 1996 г. председатель диссертационного совета, Б.С.Бугров к каждому относился с заинтересованной симпатией, доброжелательностью, которая вовсе не мешала принципиальности и научной строгости.

Борис Семенович пришел на кафедру в 1972 г., а возглавил ее в середине 90-х гг., в очень непростое для нашего общественного и научного сознания время. Это был период коренной переоценки результатов литературного развития ХХ столетия. На долю кафедры выпали очень серьезные научные испытания. Их преодоление, которое должно было привести к своего рода научной идентификации кафедры, и было главной его задачей как ученого и как руководителя. Ведь ему пришлось возглавить кафедру тогда, когда в научном мире существовали серьезные сомнения в целесообразности рассмотрения литературы ХХ века как отдельного периода: понятие советской литературы к середине 90-х гг. обрело негативную идеологическую коннотацию, а сам предмет изучения кафедры на глазах менял свои очертания, обретая совершенно новый эстетический облик. Идеологические основания изучения советской литературы как отдельного периода истории русской литературы утратились, а новые, эстетико-литературные, еще не были осознаны. Это позволяло тогда ставить под сомнение не только научные принципы выделения ХХ века как отдельного периода, но и организационные: нужна ли целая кафедра для изучения одного из десяти столетий существования русской литературы? Именно такие вопросы звучали явно или неявно, когда Б.С.Бугров принял кафедру.

Итогом его, к сожалению, очень короткого, шестилетнего, заведования стало решение целого ряда научных вопросов. За это время и при его самом непосредственном участии в общественном научном сознании утвердилась мысль о литературе ХХ столетия как об особой литературной эпохе, обладающей специфическими эстетическими параметрами, собственной имманентной, отнюдь не только идеологически обусловленной, логикой художественного развития. Стало ясно, что начало этому периоду дает литература рубежа XIX–ХХ веков, он начинается «художественной революцией» Серебряного века, но отнюдь не заканчивается на рубеже ХХ–ХХI столетий. Все эти проблемы были поставлены и в силу нынешних возможностей разрешены в целом ряде международных научных конференций, раз в два года проводимых кафедрой, в книгах и статьях ее членов. Последним вкладом Бориса Семеновича в осмысление этой научной проблематики стал инициированный им блок кафедральных статей в «Вестнике Московского университета», посвященный обсуждению итогов литературного развития ушедшего столетия (Серия 9. Филология. 2002. № 2). Постановка комплекса названных научных проблем привела к тому, что перед кафедрой встала следующая задача, решить которую ее заведующий не успел. По его убеждению, вступление в новый век требовало переименования кафедры: ее название должно было, по его мысли, отражать не только календарное выделение более чем векового литературного периода, но и, в первую очередь, его эстетическую сущность. На нескольких заседаниях кафедры, где обсуждалась эта проблема, профессура пришла к выводу о том, что в названии кафедры должно быть два определения, ибо в сферу ее компетенции входят два литературных периода: первый берет начало в художественной революции, предопределившей новую, в сравнении с классической литературой, эстетическую сущность литературы 1890-х–1980-х гг.; начало второго определяют явления рубежа 1980-90-х гг., когда постмодернизм как вторичная художественная система, соседствуя с реалистическим и постреалистическим типами художественного сознания, открывают период новейшей, или современной, литературы.

Своего рода итогом заведования Б.С.Бугрова стал учебник «История русской литературы ХХ века (20-90-е годы)», первый том которого «Основные имена» вышел в 1998 г., а второй том, посвященный литературному процессу первой половины ХХ века, увидеть напечатанным ему не довелось. Первый приблизительный план второго тома был составлен в начале 1997 г. Чтобы положить на стол сорок пять листов печатного текста, понадобилось пять лет. Огромная рукопись этой книги, более тысячи страниц, легла на его письменный стол за месяц до кончины. Его перу в этом томе принадлежит глава о русской драматургии 1920-50-х гг., как оказалась, итоговая в его научном наследии. И хотя он не считал возможным навязывать авторам свое видение научной проблематики, напротив, стремился к тому, чтобы в максимальной степени выявилась творческая индивидуальность пишущего, второй том учебника проникнут общим пониманием логики литературного процесса – такой, как она сформировалась в долгих разговорах ученого и заведующего кафедрой истории русской литературы ХХ века Б.С.Бугрова со своими коллегами, авторами глав и разделов.

Сочинения

Герой принимает решение. (Движение драмы от 50-х годов). М., Советский писатель, 1986;

Драматургия русского символизма. М., Изд-во МГУ, 1993;

Леонид Андреев. Проза и драматургия. М., Изд-во МГУ, 2000;

Двойное бытие (Драматургия в теории и художественной практике русских символистов) // Дар мудрых пчел: Пьесы русских символистов: В 2 т. М., Московский рабочий, 1996.

М.М. Голубков