Октябрьская Ольга Святославовна

Доктор филологических наук, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса, выпускница филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1989) и аспирантуры МГУ. В 1993 году защитила кандидатскую диссертацию «Русский исторический роман 70-80-х годов XX века (проблема жанра)», в которой раскрывается своеобразие художественных концепций и творческих принципов их воплощения в прозе Д. Балашова и романе В. Шукшина «Я пришёл дать вам волю» в контексте русской исторической романистики.

В 2017 году защитила докторскую диссертацию «Формирование  и развитие  жанровой системы в русской детской  литературе 1920–50-х годов», в которой русская детская литература 1920–50–х гг.  рассмотрена   в контексте теории жанровой эволюции русской литературы, а её специфика описана в сопоставлении с состоянием детской литературы второй половины ХХ в., соотнесена с общими тенденциями развития литературы советского и постсоветского периодов. Учтены концепции педагогики и детской психологии обозначенного периода.

Сфера научных интересов О. С. Октябрьской — русская детская литература XX века и историческая проза второй половины XX века. Опубликован ряд работ по важным проблемам изучения исторической романистики: «Государи Московские. Портрет в цикле романов Дмитрия Балашова», «Документ, авторский вымысел и легенда в романе В.М. Шукшина «Я пришёл дать вам волю»», «Проблема веры в творчестве В.М. Шукшина: к постановке проблемы».

Публикуются работы по детской литературе: «Феномен чуда в русской литературной сказке 30-90-х годов XX века», «Тема игры в детской литературе 1960-1980-х годов», «Проблема взаимоотношений взрослых и детей в поэзии А. Барто», «Проблема гуманизма в произведениях А. Гайдара», «Современная русская литература для подростков (типология и проблематика)», «Герой и общество. Проблема человека с ограниченными возможностями в современной литературе для подростков», «Концепция личности в исторической прозе Сергея Алексеева для детей», «»Мысль семейная» в рассказах А. П. Гайдара «Чук и Гек» и «Голубая чашка»» и т.д.

В издании «Большая Российская литературная энциклопедия» вышел ряд статей о писательских персоналиях (В. Катаев, А. Барто, В. Берестов, А. Гайдар, Л. Кассиль, А. Беляев, В. Бианки, В. Вересаев и др.)

В учебном пособии «История русской литературы XX века (20-50-е годы): Литературный процесс» Октябрьской О.С. написана глава о детской литературе 20-50-х годов.

В учебном пособии О.С. Октябрьской «Пути развития русской детской литературы ХХ века (1920-2000-е гг.)» (М.: МАКС Пресс, 2012) отражён непростой и драматичный путь развития русской детской литературы ХХ века, проанализированы крупные произведения классиков детской литературы, рассмотрены яркие индивидуальности. Пособие предназначено для студентов филологических факультетов университетов, для преподавателей вузов и учителей-словесников средней школы, а также для родителей.

В 2016 году вышла монография О. С. Октябрьской «Формирование  и  развитие  жанровой системы в русской детской  прозе 1920–50-х годов»(М.: МАКС Пресс, 2016), в которой прослеживается процесс формирования и развития прозаических жанров русской детской литературы 1920-50-х годов. Автор исследует жанры школьной повести, романа/повести воспитания, рассказа, сказки, а также натурфилософской прозы, литературы о животных и т.д. Книга адресована широкому кругу читателей: специалистам в области детской литературы, преподавателям и студентам филологических специальностей вузов, учителям школ, родителям.

О. С. Октябрьской также написан ряд работ, касающихся методики преподавания литературы и приобщения  ребёнка младшего возраста к чтению: «Принципы формирования списка литературы для детей от рождения до 10 лет», учебное пособие «Концепция возрождения отечественной традиции детского чтения» (электронное издание) (в соавторстве) и т.д.

Октябрьская О.С. выступала с докладами на научных конференциях филологического факультета МГУ, педагогического факультета тверского государственного университета и др.

Научную деятельность О.С. Октябрьская сочетает с педагогической. Ведёт практические занятия в группах студентов III, IV/V курсов отделения русского языка и литературы, иностранных аспирантов. Читает лекции по истории русской литературы XX века для студентов V курса вечернего отделения, по истории русской детской литературы ХХ века для магистрантов 1 года обучения, спецкурс по детской литературе. Проводятся занятия в специальных семинарах «Русская историческая проза XX века» и «Детская литература». Студенты работают над самыми разными аспектами вышеуказанных проблем. Курсовые и дипломные работы анализируют творческие индивидуальности В. Яна и В. Шукшина, К. Чуковского и А. Барто, Е. Шварца и А. Беляева, В. Крапивина и Т. Крюковой, Т. Янссон и Дж. Роллинг, Д. Толкиена и К. Льюиса и т.д.

Общественная работа

Ученый секретарь Диссертационного совета МГУ.10.05

Профиль в системе «Истина»