Кротова Дарья Владимировна

Учёная степень: доктор филологических наук

Должность: доцент кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса

Область научных интересов

  • Русская литература рубежа XIX–XX вв. и первой половины ХХ в., в том числе малоисследованная поэзия этого периода
  • Творчество В. Шаламова в культурном контексте его эпохи
  • Современная русская литература
  • Проблематика синтеза искусств в литературе

Основные публикации

Книги

1. Поэзия В. Шаламова: идейно-образные константы и художественная генеалогия (модернистский аспект). М.: МАКС Пресс, 2023. 576 с.

Монография посвящена актуальной, но малоизученной теме. Впервые в отечественном литературоведении целостный анализ идейно-образных констант поэзии В. Шаламова сопряжен с его художественной генеалогией. В книге раскрыто, как миры А. Блока и Б. Пастернака, А. Ахматовой и Н. Гумилева, О. Мандельштама и М. Цветаевой связаны с поэтическим мышлением автора «Колымских тетрадей». К исследованию привлечены не только изданные стихотворения Шаламова, но и архивные материалы (РГАЛИ) – неопубликованные тексты, черновики и варианты.

Монография адресована студентам и аспирантам высших учебных заведений, специалистам-филологам и всем, кто интересуется русской литературой.


2. Анна Ахматова и христианская культура (образы поэта, Родины, любви). М.: МАКС Пресс, 2023. 72 с.

В учебном пособии рассматривается важнейшая грань мировидения и поэтического сознания А. Ахматовой. Исследуется значение христианских образно-смысловых кодов в ключевых тематических сферах поэзии Ахматовой: в осмыслении проблемы творчества и образа поэта; в раскрытии темы Родины и размышлениях о судьбах России; в любовной лирике. Анализируются мировоззренческие, психологические и собственно художественные смыслы, которыми наполнены библейские мотивы в творчестве Ахматовой. Рассматривается, как ви́дение и преломление христианской образности в тот или иной период творчества Ахматовой соотносится с общей траекторией эволюции художественного сознания поэтессы.

Книга адресована студентам высших учебных заведений и всем, кто интересуется русской поэзией.


3. Синтез искусств в русской литературе конца XIX – первой трети ХХ века (А. Белый, З. Н. Гиппиус, А. С. Грин, М. М. Зощенко). М.: Директ-Медиа, 2022. 160 с.

Искания в области синтеза искусств – одна из важных тенденций литературного процесса рубежа XIX–XX веков и первых десятилетий ХХ века. Синтез искусств — это целый комплекс идей и художественных приемов, который преломляется весьма индивидуально в творчестве каждого из художников, обращавшихся к названной проблематике. В учебном пособии на материале произведений А. Белого, З. Гиппиус, А. Грина и М. Зощенко раскрыты ведущие тенденции в ее интерпретации. Анализируемые в книге произведения демонстрируют не только различия в трактовке идеи синтеза, но и определенную степень художественного родства: идея синтеза искусств всегда реализуется в сочинениях масштабной, даже глобальной проблематики. Произведение, несущее в себе синтетические тенденции, чаще всего выражает размышления автора о сущности человека и мироустройства, а также несет в себе значительный нравственный смысл. В пособии обосновывается, что подобный ракурс интерпретации идеи синтеза искусств обусловлен историческими корнями названной идеи.

Книга адресована преподавателям, аспирантам и студентам вузов, а также всем, кто интересуется русской литературой и проблемой взаимовлияния видов искусства.


4. Современная русская литература. Постмодернизм и неомодернизм. М.: МАКС Пресс, 2018. 224 с.

Учебное пособие посвящено анализу современной русской литературы. Рассматриваются важнейшие ее аспекты: хронологические рамки новейшего периода и принципы их установления, ключевые особенности литературного процесса сегодняшнего дня, содержательно отличающие данный период от предшествующих этапов. Анализируются наиболее значимые явления современного литературного процесса, особое внимание уделяется постмодернизму и неомодернизму. В пособии обосновывается концепция неомодернизма в новейшей русской литературе. Охарактеризована история формирования каждого из названных направлений, освещена их идейно-эстетическая платформа, сформулированы основные принципы художественного мышления постмодернистов и неомодернистов. Обозначенные тенденции современного литературного процесса раскрыты в пособии на примере творчества отдельных писателей и их наиболее репрезентативных текстов.

Книга адресована студентам гуманитарных факультетов ВУЗов и всем, кто интересуется современной русской литературой.

Избранные статьи

Вещественные метафоры в поэтическом сознании В. Шаламова и О. Мандельштама // Вопросы литературы. 2023. № 6. С. 76–93.

От горной породы до могильной плиты: образ камня в лирике В. Шаламова // Вестник Новосибирского государственного университета Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 9. С. 110–117.

Символика света в поэзии В. Шаламова // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2022. № 2. С. 98–107.

当代俄罗斯文学中的新现代主义思潮 (Неомодернистская тенденция в современной русской литературе) // Russian Literature & Arts / Русская литература и искусство (Пекин). 2022. № 1. С. 77–87.

В. Шаламов и Н. Гумилев: к вопросу о поэтической генеалогии автора «Колымских тетрадей» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 70. С. 273–284.

Тема хаоса в художественном мире Т. Толстой // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2019. № 6. С. 132–141.

Размышления о революции в творчестве А. Варламова и Е. Водолазкина («Мысленный волк» и «Авиатор») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. № 4. С. 393–401.

Модели интерпретации проблемы времени в современном романе: «Лавр» Е. Водолазкина, «Миусская площадь» М. Голубкова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 4. С. 96–105.

Роман «Счастливая Москва» в контексте творчества А. Платонова 1920–1930-х годов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2016. № 6. С. 120–127.

Концепция революции в творчестве А. А. Ганина (на примере поэзии 1910–1920-х годов) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015. № 1. С. 28–35.

Народная вера и христианская символика в поэзии Алексея Ганина // Наш современник. 2013. № 8. С. 161–169.

З. Гиппиус и Р. Вагнер: об идейных источниках драмы-мистерии «Святая кровь» // Российское историко-культурное наследие. 2012. № 8. С. 202–209.

Полный список публикаций доступен на персональной странице Д. В. Кротовой в системе «ИСТИНА»: https://istina.msu.ru/profile/KrotovaDV/?ysclid=lrwg8fz48l360140515.

Педагогическая работа

Лекции

Современная русская литература: основные тенденции и закономерности развития (магистратура, 1 курс)

История русской литературы конца ХХ – начала XXI вв. (в/о, 5 курс)

История русской литературы конца XIX – начала XX вв. (д/о, 3 курс; в/о, 4 курс)

Введение в изучение истории русской литературы (часть 2. Литература ХХ – начала XXI вв.) (д/о, 1 курс)

Семинарские занятия

История русской литературы рубежа XIX – ХХ вв. (3 курс д/о)

История русской литературы первой половины ХХ в. (4 курс д/о)

История русской литературы конца ХХ – начала XXI вв. (в/о, 5 курс)

История русской литературной критики и литературоведения рубежа XIX – ХХ вв. (5 курс в/о)

История современной русской литературной критики и литературоведения (5 курс в/о)

Спецкурсы

Новейшая русская литература (2–4 курс д/о; 2–5 курс в/о)

Серебряный век и его импульс в поэзии последующих десятилетий: от А. Блока к В. Шаламову (2–4 курс д/о; 2–5 курс в/о)

Символизм и постсимволистские направления в поэтической культуре Серебряного века (2–4 курс д/о; 2–5 курс в/о)

Литература и музыка: пути взаимодействия (2–4 курс д/о; 2–5 курс в/о)

Поэзия и проза Варлама Шаламова: противостояние злу (2–4 курс д/о; 2–5 курс в/о)

Спецсеминар

От Серебряного века до современности: динамика литературного развития ХХ столетия (2–4 курс д/о; 2–5 курс в/о)